|
|
N°3, 14 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Совершенно серьезно
«Соломон Кейн» на московских экранах
Соломон Кейн (Джеймс Пьюрфой) -- английский наемник-пуританин XVII века, поучаствовавший, кажется, во всех возможных войнах того времени, плававший по морям по волнам с капитаном Дрейком и в конце концов оказавшийся в Африке, где в поисках несметных сокровищ обнаружил не только их, но и свое проклятие -- мрачный посланник Князя Мира сообщил Соломону, что его грешная душа давно уже ему не принадлежит и оказаться в преисподней для него всего лишь вопрос времени. С того момента Кейн был вынужден полностью отказаться от насилия (даже в плане самозащиты) и отправиться в монастырь, откуда его в конце концов изгнал настоятель, прислушавшийся к своему внутреннему голосу. Отправившись скитаться по весьма недружелюбной Англии тех темных веков, Соломон пал жертвой разбойников и был спасен набожным семейством Кроуфорд, которое собиралось в Новый Свет как в Землю обетованную, но до нее так и не добралось, пав жертвой сатанинских орд, лидер которых Малахай (Джейсон Флеминг) по роковому стечению обстоятельств обитает в замке, где некогда вырос сам Соломон. К тому же прислужники темных сил пленили старшую дочь Кроуфордов, Мередит (Рейчел Херд-Вуд), к которой Соломон по-своему неравнодушен (если это определение можно применить к человеку, чья душа висит на волоске от вечного проклятия). Так что Кейну волей-неволей придется пожертвовать пресловутой душой и вспомнить о том, что добро должно быть с кулаками. А также со сжатыми в этих кулаках острыми клинками, а лучше всего -- с парой пистолей за пазухой...
Кейна в свое время придумал не кто иной, как Роберт Говард -- неутомимый писатель, работавший, кажется, во всех возможных бульварных жанрах (от фэнтези и ужасов до вестернов и историй про пиратов и боксеров), друг и постоянный корреспондент Говарда Лавкрафта, человек непростой судьбы и серьезных комплексов, в неполные тридцать лет покончивший с собой. Из его весьма обширного наследия наиболее известны (не в последнюю очередь благодаря кинематографу) такие персонажи, как Конан-варвар, Кулл-завоеватель и Рыжая Соня. Теперь к ним, безусловно, присоединится и Соломон Кейн.
Это, к слову, не голливудская продукция -- странами-производителями указаны Великобритания, Франция и Чехия, а режиссером выступил Майкл Джей Бассетт, в 2002 году дебютировавший абсолютно блестящим хоррором «На страже смерти» из времен первой мировой, а четыре года спустя продолживший карьеру чуть более предсказуемым, но все равно очень хорошим фильмом «Дикость», в лучшие моменты вполне соответствующим своему названию. Третья его картина совсем не лишняя в этом списке. Это по-настоящему мрачная история (почти за два часа ни единой шутки или чего-то, что можно было бы за нее принять), в которой все время идет проливной дождь (как в «На страже смерти»), трупы тонут в вязкой грязи, под развалинами часовни толпятся в подвале недавние прихожане, которых превратили в плотоядных зомби, а полусумасшедший и давно уже не святой отец скармливает им случайных путников. Не обошлось и без совсем уж спецэффектных демонов, которые выглядят, конечно, не так эффектно, как обитатели планеты Пандора в «Аватаре», но для фильма с бюджетом в пять раз меньше кэмероновского весьма недурно и по-настоящему пугающе. Но самое главное -- за всей этой чертовщиной отчетливо видится на редкость верный бэкграунд. Бассетт явно отдавал должное фильмам четвертьвековой давности, приключенческим историям «плаща и шпаги», а также не тронутому компьютерной графикой фэнтези, в первую очередь «Конану-варвару» Джона Милиуса, первой широкоэкранной экранизации Говарда в истории кино. С «Конаном» «Соломона» связывает немало -- и сцена нечестивого распятия главного героя, и появляющийся в небольшом эпизоде Макс Фон Сюдов, сыгравший отца Соломона, на деле неотличимого от исполненного тем же Фон Сюдовым у Милиуса короля Озрика, да и общая, мягко выражаясь, неоднозначность морали тоже берет свое начало в ницшеанских посылах того же самого первоисточника. Само собой, невозможно найти достойную замену разве что Шварценеггеру-Конану -- таких людей теперь попросту не делают, но Пьюрфой (временами неотличимый то от Хью Джекмана, то от Кристофера Ламберта в лучшие -- они же худшие -- годы) кажется вполне на месте и шляпу свою носит более чем заслуженно.
Умный, жестокий и увлекательный фильм Бассетта пользуется сейчас в мире заслуженным успехом (в основном, правда, среди ценителей жанра и на специализированных фестивалях), так что продолжение, на которое намекает открытый финал, вполне может увидеть свет. И это тот нечастый в последнее время случай, когда с персонажем на самом деле хочется повстречаться снова. Тем более что душу свою он пусть и очень дорогой ценой, но все-таки спас, а уж зла, с которым ему теперь можно сражаться в полную силу, таскать не перетаскать.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ