|
|
N°5, 18 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С Новым телегодом
Атмосферу декабрьского телевидения определяла агрессивная предновогодняя реклама, жонглирующая процентами скидок, падающими ценами, протяженными периодами гарантий на товары. Параллельно с этим коммерческим бумом не ослабевала интенсивность реакций на общественно-политические события. Казалось, что общество и торговый бизнес живут в параллельных мирах. В супермаркетах уже почти Новый год, а вокруг напряженные и даже невеселые будни, что и отображало декабрьское ТВ.
Новогодний период тоже расслоился. Безразмерное эстрадное шоу с сюжетом или без, но с участием примерно одних и тех же персон осталось главнейшим из праздничных телеискусств. В то же время некоторые каналы сделали ставку и на уже завоевавшие популярность сериалы. На НТВ запустили «Бальзаковский возраст...», «Паутину», по «России» прямо 1 января снова стали показывать «Доярку из Хацапетовки». В этом явно чувствовалось желание подстраховаться и не отнимать у зрителя апробированное «кино», если зритель устанет от песен, танцев и юмора.
Одним из лейтмотивов стали проводы нулевых и попытки подвести итоги десятилетия. Любопытно, что эти итоги были трактованы в значительной степени как итоги жизни на ТВ и эстраде. «Первый канал» сделал праздничный выпуск «Большой разницы» подчеркнуто развернутым. «Гудбай, нулевые!» по НТВ показало нашу недавнюю историю сквозь яркие события шоу-бизнеса. На канале «Россия 1» игровое шоу «Кто хочет стать Максимом Галкиным?» было подано как заключительный апофеоз программы «Кто хочет стать миллионером?», которую Галкин вел целых восемь лет, то есть почти все нулевые.
Помимо очевидного и тотального самопиара телевидения я бы усмотрела в этом тенденцию к саморефлексии нынешнего ТВ. Оно не просто видит себя в центре современности, фиксатором вершащейся истории. Оно воспринимает себя как главную составляющую своего времени, а потому развивает формат «ТВ про ТВ».
Кстати, именно телевидение преподнесло своей аудитории настоящий сюрприз, которого никто не ждал, -- ребрендинг. Бой курантов отвечал, как всегда, за аудиоотсчет времени нового года. Телевидение же одарило визуальными новшествами, осуществив наглядную смену вех. Пока по эту сторону экрана перемены кажутся демонстративной монополизацией вещания. Каналов с названием «Россия» становится слишком много. Неясно, почему под цифрой «2» надо подразумевать спорт и почему в букве «К» надо видеть именно обозначение «культуры».
Самым знаменательным событием Нового года на ТВ стали частушки, распеваемые анимационными Путиным и Медведевым. Сверхзадача этого мини-шоу не критиковать проколы власти, но сообщать премьеру и президенту дополнительное человеческое измерение, показывать, что они «тоже люди». Подчеркнутая трогательность и миниатюрность мультяшных первых лиц призвана помочь рядовому человеку не чувствовать себя совсем уж мелким, жалким и беспомощным, когда его приводят в действие и заряжают эмоциями большая экономика с большой политикой.
Екатерина САЛЬНИКОВА, «Частный корреспондент»