|
|
N°5, 18 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гудбай, нулевые! Гудмонинг, десятые!
Декабрь -- это месяц, когда каналы накатывают на финиш первой половины сезона. По понятным причинам вещатели развили бурную развлекательную активность. По традиции в этом особо преуспел «Первый канал» со своими супершоу «Ледниковый период», «Минута славы», «Достояние республики», «Большие гонки». К ним присоединился и новый проект «Мульт личности» -- пародийное шоу, задевающее всех сколько-нибудь известных медиаперсонажей.
Другие каналы тоже старались разогреть публику перед новогодней кульминацией. Но что тормозило финишный спурт, так это утраты и потери, зачастившие в декабре. На «Первом» исхитрились сделать шоу, которое было и за здравие и за упокой одновременно. Это «Ледниковый период», на котором Татьяна Тарасова подняла участников на минуту молчания, а следом грянуло: «А эта свадьба, свадьба пела и плясала...»
Из памятных программ месяца я бы отметил документальный фильм Леонида Парфенова про газету «Коммерсант». Мы увидели пунктирную хронику истории издания и страны. Запало в душу замечание автора относительно того, что буржуазное издание было создано 20 лет назад, когда буржуазии как класса еще не было. Сегодня оно функционирует по законам капиталистического мироустройства в стране, которая не является вполне капиталистической. И это многое объясняет в смутах нашего времени. Как в сфере экономики, так и в области идеологии.
Для состояния умов стала показательной программой «Сталин с нами» на НТВ. Энергичные, напористые НТВ-шники отважно бросились на приступ гранитного мифа о Сталине, и, понятное дело, все их доводы, факты и умозаключения отскочили от него, как горох от стенки. Что может живой человек доказать каменному гостю? Чем он может его пронять? Разговорами о душах невинно замученных и убиенных. А он в ответ гранитной дланью укажет на построенные электростанции и каналы.
Но вообще-то властителем дум телезрителей оказался не Сталин, а Вольф Мессинг благодаря одноименному сериалу. Его рейтинги были впечатляющими, несмотря на очевидную его художественную неубедительность, что, видимо, говорит о неослабевающем массовом спросе на иррационализм в нашем рациональном из миров.
Декабрь -- месяц подведения социокультурных итогов. Репортер Вадим Такменев рискнул систематизировать и обобщить события, обстоятельства, удачи и катастрофы минувшего десятилетия. В двухчасовом видеоэссе «Гудбай, нулевые!» новейшая история сквозит в шлягерах, воспринимаемых как дорожные знаки на карте той действительности, что осталась позади.
И как-то вдруг стало ясно, что занятное десятилетие мы прожили. В его границах более или менее мирно соседствовали ностальгия по советским порядкам и тяга к буржуазным радостям потребления. И хотя сталинское прошлое время от времени ссорилось с демократическими потенциями настоящего, но до войны дело не дошло. На телевидении расцвет глянца не пришел в непримиримое противоречие со зловониями чернухи. Более того, все эти годы чернуха с глянцем чудесно взаимодействовали. Все путем. Идеологическим знаком этого времени действительно стала песня Газманова «Я рожден в Советском Союзе». Певец через запятую объединил все и вся -- Достоевского и Сталина, Ленина и Сахарова, водку, икру и Эрмитаж. Жаль только забыл вставить в свой реп ГУЛАГ, но и без него довольно.
Песню подхватила страна, видимо, не догадываясь, что через запятую никакой общности не бывать. И что общность деталей через запятую -- это всего лишь куча железок, а не машина. Общность территорий через запятую -- это всего лишь конгломерат пространств, а не страна. Общность людей через запятую -- это куча мала человеческих тел, а не народ.
Нулевые, как выяснилось, -- это позолоченные унитазы в элитных клубах, ржавые трубы в богом забытых поселках, это олигархи и гастарбайтеры, это Рублевка, Куршевель и через запятую «Хромая лошадь».
Нулевые начались с известного исторического события -- с ухода Бориса Ельцина. Они отмечены пришествием Ксении Собчак.
Ельцин приходил, чтобы дать нам волю.
Ксения Собчак пришла, чтобы научить нас красиво жить. С тех пор она адепт гламура, и его идеолог, и его сирена. Наконец, его символ.
Гламур сначала был островком на нашем ТВ. Как Рублевка в стране. Потом стал архипелагом. И казалось, что вот-вот станет материком. Но тут грянул мировой финансовый кризис. И, похоже, кризис человечности.
...Окончание шальных нулевых прошло под знаком трагических катастроф и невосполнимых человеческих потерь.
...А на десерт десятилетия ТВ попотчевало нас старыми сказками на новый лад -- продолжением «Иронии судьбы», раскрашенной «Золушкой», несметным числом пародий мастеров шоу-бизнеса друг на друга и на самих себя и мюзикальным «Золотым ключиком» к двери, которую нам по иронии судьбы откроет Ксения Собчак по прозвищу Мальвина.
Стало быть, гудмонинг, десятые!
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»