Время новостей
     N°1, 12 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.01.2010
Рождественское усиление
Дагестанские силовики начали новое наступление на боевиков
Спецслужбы Дагестана в выходные провели сразу несколько крупных спецопераций, в результате которых были уничтожены шестеро боевиков, в том числе двое лидеров сепаратистов. Активизироваться их заставил очередной крупный теракт, прогремевший в Махачкале 6 января. Тогда террорист-смертник подорвал начиненную взрывчаткой машину у ворот базы ДПС, в результате чего погибли пятеро сотрудников милиции и еще 19 пострадали.

На этот теракт сразу же отреагировал Дмитрий Медведев, который потребовал от ФСБ усилить контроль за ситуацией на Северном Кавказе. Вчера же он вновь обсудил вопросы безопасности в Дагестане с главой республики Муху Алиевым, у которого, кстати, срок полномочий истекает всего через месяц, и пока не понятно, будет ли он переутвержден на этом посту.

Последняя спецоперация против боевиков завершилась в Дагестане 10 января. Тогда, как сообщили в республиканском УФСБ, при штурме дома в поселке Сепараторный (пригород Махачкалы) был уничтожен Мадрид Бегов, возглавлявший, как предполагают спецслужбы, махачкалинско-шамхальскую террористическую группу. Кроме Бегова, в доме никого не оказалось. По данным спецслужб, 26-летний Бегов в прошлом служил в ОМОНе, но, уволившись в 2004 году, уехал в Египет, где и связался с боевиками. С апреля 2009 года он находился в розыске за покушение на полковника УФСБ Зулкаида Каидова.

А днем ранее на трассе Махачкала--Хасавюрт были убиты еще три боевика. Как сообщили в УФСБ, около девяти вечера оперативники попытались остановить автомобиль «Ока», в котором находились подозреваемые, однако те открыли огонь. В ходе перестрелки «Ока» взорвалась -- как полагают в УФСБ, бандиты перевозили в машине взрывные устройства. Одного из уничтоженных боевиков удалось опознать -- им оказался так называемый «эмир» Махачкалы Курбанов. По версии спецслужб, террористы перевозили взрывчатку по распоряжению как раз Мадрида Бегова.

Кроме того, 7 января в ходе спецоперации в дагестанском селении Коркмаскала были убиты Исмаил Ичикаев и Исматулла Казаалиев, которые, по данным УФСБ, входили в группировку полевого командира Магомедали Вагабова. Именно их следственные органы назвали причастными к теракту, совершенному в Махачкале 6 января. В доме, в котором укрывались боевики, помимо оружия были обнаружены подлинные номера с той самой «Нивы», которая взорвалась у базы ДПС в Махачкале в минувшую среду.

Взрыв возле ворот базы батальона ДПС УГИБДД, находящейся в Редукторном районе города, прогремел 6 января около 20.00. Как рассказал замминистра внутренних дел республики полковник Магомед Исаев, в тот момент, когда проводился развод личного состава батальона, на котором присутствовало около 70 сотрудников, на территорию базы через открытые ворота попытался прорваться террорист-смертник на автомобиле «Нива». Выезжавшие в это время из ворот на «УАЗе» сотрудники специальной огневой группы, заметив машину террориста, намеренно с ней столкнулись. В результате мощного взрыва погибли трое милиционеров, находившихся в «УАЗе», а также двое сотрудников ДПС, дежуривших у ворот. Кроме того, 19 человек были ранены -- как сотрудники милиции, так и гражданские.

По данным УФСБ, мощность взрывчатки составила 100 кг тротила -- в машине смертника, по предварительным данным, находилось два артиллерийских снаряда калибра 122 и 125 мм. Взрывной волной и осколками были выбиты стекла в домах и магазинах в радиусе 200 метров, кроме того, сильные повреждения получили около 100 личных и служебных автомобилей, припаркованных неподалеку.

В тот же день президент России Дмитрий Медведев потребовал от главы ФСБ Александра Бортникова усилить контроль за ситуацией на Кавказе и тщательно разобраться в обстоятельствах этого теракта, а также поручил министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву усилить контроль за обстановкой в республике. Уже спустя два дня г-н Бортников отчитался перед президентом о проделанной работе и заявил, что, по его данным, боевики, организовавшие теракт в Махачкале, входили в банду некоего Умалата Магомедова по кличке Аль-Бара. Впрочем, на основании чего именно был сделан такой вывод, неясно -- взрыв был такой силы, что от «Нивы» практически ничего не осталось, не говоря уже о самом террористе-смертнике. По словам г-на Бортникова, за бандой Аль-Бара спецслужбы следят уже давно и «представляют по именам практически всех членов этой бандитской группировки».

Как заявил глава ФСБ, на счету банды Аль-Бара, который «возглавлял дагестанское бандподполье», «огромное количество нападений на сотрудников правоохранительных органов, убийств, подрывы железнодорожного полотна и объектов энергетического комплекса». По его словам, 31 декабря прошлого года в результате спецоперации в Хасавюрте Аль-Бара и трое его сообщников были уничтожены, и сейчас ведется розыск остальных.

«В том, что касается бандитов, наша политика остается прежней, -- заявил на встрече с главой ФСБ Дмитрий Медведев. -- Их нужно просто уничтожать, делать это жестко и делать это систематически, то есть регулярно, потому что, к сожалению, бандподполье еще существует. Не нужно на это закрывать глаза, говорить о каких-то цифрах, которых, может быть, и нет на самом деле. Нужно методично действовать «по всей поляне», если где-то появился след, значит, нужно искать их и уничтожать».

Вчера же Дмитрий Медведев обсудил ситуацию в Дагестане уже с президентом республики Муху Алиевым, который вскоре может потерять свой пост -- в феврале истекает срок его полномочий. 19 ноября «Единая Россия» как партия, имеющая большинство в региональном парламенте, представила Дмитрию Медведеву список кандидатур на пост главы республики. В него помимо г-на Алиева, который является президентом Дагестана с 2006 года, вошли зампредседателя правительства республики Магомед Абдуллаев, советник председателя Совета Федерации Магомед Магомедов, депутат Народного собрания республики Магомедсалам Магомедов и руководитель управления федерального казначейства по Дагестану Сайгидгусейн Магомедов.

Сергей МИНЕНКО
//  читайте тему  //  Ситуация в Дагестане