Время новостей
     N°1, 12 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.01.2010
Заняли место
Китай отобрал у США пальму первенства на авторынке
Продажи автомобилей в Китае в прошлом году выросли на 46%, что позволило КНР стать крупнейшим автомобильным рынком мира, отобрав этот титул у США -- бессменного лидера мирового автопрома. Аналитики полагают, что произошло это благодаря финансовому кризису. Впрочем, и в новом году эксперты обещают Поднебесной сохранение лидирующих позиций, даже несмотря на замедление темпов роста продаж. «Китай становится центральной сценой развития мировой автомобильной промышленности в XXI веке, -- приводит Интерфакс слова старшего аналитика Booz & Co. Билла Руссо. -- Экономический рост прямо преобразуется в рост автомобильных продаж».

По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в прошлом году продажи автотехники в КНР достигли 13,6 млн, тогда как в США объем реализации машин сократился за год на 21% -- до минимальных с 1982 года 10,4 млн штук. Благодаря тому, что ВВП Китая рос в среднем на 9% в год с 1999 года, на конец 2008 года китайцы владели 51 млн автомобилей по сравнению с 1 млн автомашин в 1977 году. За этот период располагаемый доход в расчете на душу населения вырос в 46 раз. Колоссальный спрос китайского рынка привлек на него американских и европейских автопроизводителей, включая Volkswagen и General Motors (GM), которые таким образом пытались компенсировать сокращение продаж в Европе и США. Так, в прошлом году GM стала крупнейшим иностранным автопроизводителем в КНР -- ее продажи в Китае выросли на 67%, до 1,83 млн автомобилей. А Volkswagen уже успел заявить, что намерен инвестировать в Китай 4 млрд евро до 2011 года.

В то же время жизнеспособность некоторых европейских брендов пока остается под вопросом. Так, например, в пятницу совет директоров GM принял решение о ликвидации своего шведского подразделения Saab и уже заключил соглашение с компанией AlixPartners, занимающейся ликвидацией и реструктуризацией, сообщила вчера газета The Wall Street Journal. Также GM уже направила официальный запрос правительству Швеции для получения разрешения на закрытие предприятия. Но, как сообщила компания, обращение за услугами AlixPartners вовсе не означает полного отказа от рассмотрения предложений о покупке Saab.

Подобное поведение американского концерна вызвало волну критики со стороны сторонников сохранения Saab, среди которых американские автодилеры и европейские профсоюзы. «Это безответственно со стороны GM -- пытаться идти сразу двумя путями: и к продаже Saab, и к ее закрытию», -- приводит Интерфакс слова главы шведского профсоюза IF Metall Стефана Лофвена, который призвал правительство вмешаться и оказать давление на GM.

В свою очередь глава Spyker Cars (основной претендент на покупку Saab) Виктор Мюллер заявил, что не удивлен приготовлениями GM к ликвидации Saab и эти приготовления никоим образом не препятствуют его планам приобрести шведского автопроизводителя. Так, в четверг компания вновь обратилась к GM с улучшенным предложением.

Впрочем, еще одним реальным претендентом на Saab может стать люксембургский инвестфонд Genii Capital шведского бизнесмена Ларса Карлстрема совместно с главой «Формулы-1» Берни Экклстоуном. Консорциум подал заявку на покупку Saab 7 января, и решение GM ликвидировать бренд пока его не останавливает. Г-н Карлстрем заявил, что все равно намерен продолжить участие в покупке Saab или какой-либо части компании. Ему вторит и глава «Формулы-1» г-н Экклстоун, который в интервью Bloomberg назвал Saab хорошим брендом, которым, впрочем, «пренебрегал нынешний владелец».

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром