|
|
N°1, 12 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подкапотные схватки
Калининградский губернатор может частично пересмотреть повышенный транспортный налог
Губернатор самого западного региона РФ Георгий Боос может пойти на попятную в истории с транспортным налогом, против повышения которого выступили ряд политиков, областная прокуратура и местные жители, собравшиеся на самый массовый за последние годы митинг. Георгий Боос пообещал до конца января встретиться с большинством областной Думы, чтобы вновь посмотреть ставки налога.
Калининградская область относится к числу наиболее автомобилизированных регионов России -- более 350 тыс. автомобилей на 950 тыс. жителей. Машинами калининградцы обзавелись еще в те годы, когда федеральное законодательство позволяло без особых проблем и затрат пригнать себе (или для продажи) железного коня из Европы. Как правило, автомобиль покупали в Германии, реже -- в Польше или Литве. Появился даже отдельный вид бизнеса -- «перегон», который кормил (как легально, так и нет -- случались коррупционные скандалы) очень многих. В итоге «Мерседес», «Фольксваген» или «Опель» для калининградцев уже давно стали роднее, чем продукция отечественного автопрома. Причем автомобили по большей части приобретали подержанные и с большой мощностью двигателя.
С 2006 года содержание таких машин становилось все накладнее для семейного бюджета -- региональные власти начали активно пересматривать ставки транспортного налога. Георгий Боос, возглавив Калининградскую область в конце 2005 года, сделал ставку на крупные инфраструктурные проекты (как он сам их называл, «мегапроекты»), призванные стать локомотивами для экономики области. К их числу отнесено и строительство скоростного «кругового» шоссе от Калининграда по побережью -- «Приморское кольцо». Осенью 2009 года сдана первая очередь с ответвлением на аэропорт (после истории с банкротством местной авиакомпании «КД авиа» поток пассажиров резко снизился), на 2010 год запланировано продолжение, которое, естественно, требует софинансирования из регионального бюджета. На «Приморское кольцо» брошены все силы, власти обещают чуть ли не первый в России автобан, построенный по западноевропейским стандартам.
Общаясь с премьер-министром Владимиром Путиным во время его визита в регион осенью прошлого года, губернатор Боос предложил сделать эту калининградскую дорогу платной. Параллельно областные чиновники стали вести речь об очередном повышении транспортного налога -- и 30 ноября протащили такое решение через областную Думу. Местные жители восприняли эту инициативу резко негативно.
В день Конституции РФ, 12 декабря, в Калининграде состоялся митинг протеста, который вполне можно назвать главным региональным политическим событием 2009 года. По оценкам организаторов, в нем приняли участие свыше 5 тыс. человек, региональное УВД дало цифру более 3 тыс. (прогнозируя, что если ситуацию не сгладить, то в следующий раз на улицу выйдут уже более 10 тыс.). В любом случае даже 3 тыс. «разгневанных мужчин» -- такого Калининград не помнит давно. Последний раз столь массово люди митинговали в январе 2001 года, когда Государственный таможенный комитет выпустил распоряжение, которое фактически свело на нет режим особой экономической зоны. Это чуть было не привело к параличу экономики региона, оторванного от основной территории РФ. Тогда претензии высказывались к Москве, которая и сейчас не всегда слышит местные чаяния. В этот раз гнев адресовался исключительно региональной власти.
Повышение ставок транспортного налога в Калининградской области стало, по данным УВД, самым заметным в рамках всей страны. Например, если в Москве владелец малолитражки (до 100 «лошадей» -- таких в регионе около 150 тыс.) платит за одну лошадиную силу 7 руб., а в Санкт-Петербурге -- 16, то в Калининграде -- 25. Те, у кого под капотом 100--150 "лошадок" (таких авто в области около 100 тыс.), вынуждены платить по 44 руб. (в Москве -- 20, в Питере -- 33).
Особо оскорбились мотоциклисты. Прежде они считали Георгия Бооса "своим" -- ведь он дружит с известным байкером Александром «Хирургом» Залдостановым, который проводил в Калининграде массовые акции с участием «ночных волков». Но на митинге мотоциклисты, многие из которых в знак протеста сняли свои «байки» с учета, держали плакаты с надписью: «Георгий, нам стыдно, что ты байкер!» А в микрофон звучали куда более резкие слова.
Байкеров тут же взял под опеку лидер местного отделения ЛДПР Валерий Селезнев, требуя пересмотра ставок хотя бы для них. Коммунисты и «Патриоты России» стали собирать подписи, ратуя за принятие закона об отзыве депутатов облдумы. Даже первый вице-спикер областного парламента Константин Поляков («Единая Россия») не устает внушать правительственным чиновникам, что ставки надо снизить хотя бы для одной из самых массовых категорий автомобилистов -- тех, у кого машины мощностью 100--150 лошадиных сил.
Оппозиционный депутат облдумы Соломон Гинзбург обратился в региональную прокуратуру, указав, что закон о повышении транспортного налога был принят с нарушением -- его опубликовали не в тот день, когда надо было по закону. И прокуратура согласилась, а попутно нашла еще одно упущение -- калининградские законодатели подняли ставки транспортного налога слишком рано, еще в 2009 году, тогда как имели право на это лишь в 2010-м. В результате прокуратура обратилась в суд, требуя отмены закона. Правда, представители Думы и правительства парировали: не только мы поспешили, но и прокуратура, ведь оспариваемый закон в силу еще не вступил, значит, и обжаловать нечего. Суд с такой позицией согласился, а прокуратура заявила, что после январских праздников подаст повторный иск.
Закручивание «автоналоговых» гаек осложнило и без того непростую ситуацию в Калининградской области. У Георгия Бооса в сентябре 2010 года истекает срок губернаторства. Он традиционно заявлял местным СМИ, что возглавлять регион намерен не менее двух сроков (если, как уточнял, доверит руководство страны). Конечно, массовые протестные выступления (автоналог не единственный повод для недовольства) портят эти планы губернатора. И Георгию Боосу, судя по всему, придется смягчить свою позицию.
«Я думаю, что не произвожу впечатления тупого. Я отдавал себе отчет в том, что увеличение налога -- непопулярная мера и мой рейтинг упадет, а люди будут недовольны. Но раз мы идем на это, то нет другого способа содержать дороги. Но мы с фракцией «Единая Россия» обсудили и договорились, что в январе эту тему еще раз спокойно посмотрим. Если не придется ни с кого снимать деньги, мы пойдем на то, чтобы пересмотреть ставки», -- заявил г-н Боос.
По словам источника в «Единой России», по итогам встречи скорее всего будет принято решение о снижении ставок для владельцев мотоциклов и для тех, кто ездит на авто мощностью 100--150 лошадиных сил.
Вадим СМИРНОВ, Калининград