|
|
N°113, 28 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конец главы
Новый закон о Центробанке ждет только президентской подписи
Главный банк страны скоро все-таки начнет жить по иным правилам. Вчера Дума 389 голосами преодолела вето Совета Федерации на обновленную редакцию закона о Банке России. Теперь судьба законопроекта, над которым Дума трудилась два года, зависит от президента. Владимир Путин принятый думцами и отвергнутый сенаторами документ скорее всего подпишет. Во всяком случае депутаты, как заметил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов, на это рассчитывают.
Возможно, похлопочет о президентском автографе и правительство, не заинтересованное в отсрочке вступления закона в силу (в частности, из-за вопроса о выходе ЦБ из капитала Внешторгбанка), что неизбежно в случае его отклонения. К тому же члены Госдумы, которые в результате многомесячной шлифовки законопроекта пошли на ряд существенных уступок кабинету, вчера смягчили свою позицию и еще по одному принципиальному вопросу. Они взяли обязательство внести в закон о ЦБ поправку, касающуюся числа проверок кредитных организаций. В думском постановлении приведена даже точная формулировка этой поправки. Согласно ей ЦБ получает право проводить повторную проверку кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности по решению совета директоров, принятому в соответствии с мотивированным ходатайством территориального учреждения Центробанка, в целях оценки финансового состояния кредитной организации.
Ранее депутаты жестко наставали на том, что главный банк может тревожить коммерческие банки по одному и тому же поводу не более одного раза, имея, кроме того, право проводить еще одну контрольную проверку в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации. Недовольное этим решением правительство организовало вето Совета Федерации на закон. Однако согласительная комиссия обеих палат парламента не сумела прийти к компромиссу. Как пояснил вчера своим коллегам Михаил Задорнов, помимо предоставления ЦБ права на дополнительную проверку коммерческих банков сенаторы категорически настаивали на расширении Национального банковского совета с 12 до 15 человек. Думская сторона согласительной комиссии увеличить число членов НБС за счет введения еще одного члена Совета Федерации и двух членов совета директоров ЦБ (не считая входящего в этот орган главы банка) отказалась. Сенаторы в свою очередь не захотели снимать своего предложения. Поэтому депутатам пришлось преодолевать вето верхней палаты.
Учитывая, что президентская сторона, по информации газеты «Время новостей», собственный интерес к закону о ЦБ давно потеряла (кремлевские поправки, предлагавшие превратить ЦБ в госучреждение, были отклонены на ранней стадии работы над законопроектом), то, очевидно, решая вопрос, одобрять или отклонять новую версию закона о ЦБ, глава государства прислушается к рекомендациям правительства. У кабинета же поводов для недовольства законом теперь почти нет. С одной стороны, теперь Банк России будет находиться под более пристальным контролем со стороны Национального банковского совета, с другой -- сохранит самостоятельность в решении оперативных вопросов. Кроме того, несмотря на попытки депутатов, Думе в целом не только не удалось увеличить свое влияние на ЦБ (например, через утверждение сметы расходов, основных направлений денежно-кредитного политики), но, напротив, ряд функций, в частности назначение аудитора, теперь отошли к НБС (три делегированных в этот орган думца вряд ли будут действовать с оглядкой на своих коллег). Учитывая, что в НБС большинство не у законодательной, как хотелось депутатам, а у исполнительной власти, за решения этого органа, даже в случае избрания нелояльного парламента, можно не волноваться.
Для Центрального банка, конечно, лучшим вариантом было бы сохранение действующего закона. И за три месяца работы начальником Банка России это, кажется, понял и бывший первый замминистра финансов Сергей Игнатьев, пытавшийся в обход правительства, с помощью сенаторов усилить свои позиции в НБС. Однако для Центробанка новые правила игры хотя и менее комфортны, но не катастрофичны. Банк России перестает быть государством в государстве. Но, сумев сохранить оперативную самостоятельность, при умелой игре на возможных противоречиях членов НБС он сможет получить и свободу стратегических решений.
Светлана ЛОЛАЕВА