Время новостей
     N°113, 28 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.06.2002
Скованные одной цепью
Владимир Сорокин получил новую порцию пиара
Движение «Идущие вместе» снова занялось Владимиром Сорокиным. То есть бесплатным привлечением внимания к злонравному сочинителю. Некто Артем Магунянц обратился в ОВД «Замоскворечье» с заявлением, в коем квалифицировал некоторые эпизоды сорокинского романа «Голубое сало» как порнографические. Компетентные органы провели беседу с Александром Ивановым, директором издательства Ad Marginem, обнародовавшим «Голубое сало» два с лишним года назад. Неизвестно, почему г-н Магунянц так долго вынашивал свой замысел. Такая же тайна -- взаимоотношения нового «сорокиноборца» с движением «Идущие вместе», в январе нынешнего года порадовавшего публику развеселым перформансом -- обменом «вредных» книг (в том числе сорокинских) на «хорошую» прозу Бориса Васильева (см. «Время новостей» от 21 января 2002 г.). Во всяком случае лидер «Идущих...» Василий Якеменко поставил донос Магунянца в заслугу своей команде и пообещал не успокаиваться, покуда Сорокин не окажется за решеткой. Апелляция к властям -- часть эффектной кампании. Вчера «Идущие...» протестовали против возможной постановки в Большом театре оперы Леонида Десятникова, для которой Сорокин пишет либретто. Митинг с «игровым» названием «Сороковины по Большому театру» (сорок дней назад Сорокин подписал контракт) собрал триста человек у здания Минкульта -- обещано продолжение у стен театра. Несколько ранее некая «христианская организация» призвала прокуратуру разобраться с сорокинским сценарием фильма «Москва» (картина, как и «Голубое сало», отнюдь не свежачок).

По сути, сорокиноборцы требуют введения в России «карательной цензуры», то есть наказания автора (и издателя) за опубликованное сочинение. Дикость почина комментариев не требует. Безрезультатность его скорее всего «Идущим...» понятна. Но волнует их отнюдь не «практический результат», а шум в СМИ, сопровождающий каждую подобную акцию. Крики о посягновениях на «права художника», о смешении «этики» и «эстетики», об угрозе тоталитаризма и т.п. формируют имидж вполне пустого «движения». А заодно «пиарят» Сорокина, литератора, прошедшего тривиальный путь -- от элитарности к попсе. Телезрители (то есть все мы) вряд ли забыли то самоупоение, с которым Сорокин и его подельник Виктор Ерофеев в январе обличали «книгообмен» «Идущих...». Особенно трогательно было слышать из уст Сорокина слова об опасности фашизма, эстетизации которого автор «Месяца в Дахау», «Голубого сала» и новейшего «Льда» отдал столько сил. Как Сорокину нужны «Идущие...», так «Идущим...» нужен Сорокин. И не только им, но и всем, кто, радея о культуре (нравственности, традиции, духовности и др.), борется исключительно за место под солнцем. Задолго до «Идущих...» известный литературный критик призывал посадить Сорокина и Ерофеева, а позже печалился, что прошли времена, когда за тексты, подобные роману Николая Кононова «Похороны кузнечика», авторов гнобили в Магадане. Отреагировали -- имидж словоблуда укрепился. Это многих славный путь. Торя который, ревнители «светлого» вытаптывают поле культуры, дискредитируют сами понятия «нравственности» и «духовности». И успешно -- недаром соответствующие слова ныне приходится обставлять оговорками.

Все закономерно. Если культурное сообщество лишено ответственности, если каждый тянет одеяло на себя, если весть об очередных госпремиях отзывается смесью смеха и тоски, если интеллектуалы братаются с погромщиками, а о «здоровом образе жизни» пекутся «кислотные юноши», то нечего дивиться успехам мертвых опусов Сорокина и известности «Идущих...». Следствием безвольно-самодовольного нигилизма (перманентные поминки по литературе) становится торжество пустоты. Воланд убедил-таки Берлиоза в том, что дьявол существует. Наши взаимновлюбленные «враги» -- квазиноваторы и квазиохранители -- вновь напомнили о «правоте» черта.

Андрей НЕМЗЕР