|
|
N°112, 27 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эрмитажа будет много
В здании Генштаба тоже откроют музей
В обычном для Государственного Эрмитажа столпотворении соединяется и пересекается множество событий. Газета «Время новостей» уже писала о главной «экономической» новости прошедшей недели -- объявлении о создании фонда «Эрмитаж--Гуггенхайм» для разработки проекта реконструкции здания Генерального штаба, несколько лет тому назад отданного Эрмитажу. В нем собираются создать музей современного искусства. Фонд (один миллион долларов) создан председателем совета попечителей Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Питером Льюисом и главой «Интерроса» и членом того же совета Владимиром Потаниным. В тот же день в Эрмитаже был выставлен для публичного обозрения многострадальный «Черный квадрат» Казимира Малевича, успокоившийся теперь в залах Эрмитажа после мыканий по аукционам и экспертизам и ставший, по признанию директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, самым крупным приобретением музея за последние десятилетия. Для этого понадобился другой миллион долларов Владимира Потанина.
За два дня до торжественного представления «Квадрата» в Государственном Эрмитаже в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и Художественно-историческом музее в Вене открылись выставки из проекта «Соединяя музеи»: по три картины, предоставленные каждым из музеев-партнеров. Затем музеи обменяются этими выставками, и таким образом зрители увидят девять картин из трех музеев. В Эрмитаж приехали «Мадонна и рыцарь» Антониса Ван Дейка из Вены и «Странствующий рыцарь» Оскара Кокошки. Вместе с ними выставлена эрмитажная «Мадонна с куропатками» того же Ван Дейка. Когда все картины переместятся по кругу, в Эрмитаже покажут картины Эдуарда Мане, Макса Эрнста (из Гуггехайма), а также Веласкеса и Веронезе (из «Кунстхисторише музеум»). Насладиться этими шедеврами не так-то просто. Иностранцу без языка или новичку без инструктора понадобится терпение, огромный запас времени и крепкое здоровье, чтобы найти обозначенную в программке картину. Тем более что помимо «Квадрата» и гуггенхаймовского проекта в Эрмитаже сейчас показывают еще несколько микровыставок: две картины британских художников Джоржа Стаффса и Джона Констебла из Йеля (проект «Шедевры музеев мира в Эрмитаже»), две средневековые иконы из Италии, бывшая эрмитажная «Венера перед зеркалом» Тициана из Вашингтонской национальной галереи и один Караваджо из Картинной галереи в Берлине. Это специфическое удовольствие (рассматривать отдельные шедевры мировой живописи) рассчитано на истинных ценителей и гурманов. Одноразовый посетитель его не оценит. А именно такие посетители и составляют значительную часть публики Эрмитажа. Заметно, что даже такие шедевры со скандальной репутацией, как «Венера перед зеркалом», не привлекают посетителей так, как это было когда-то с первыми приездами «выставки одной картины». Тогда охрана с трудом сдерживала наплыв публики. Дело не только в уровне заезжих шедевров, но и в изменившейся ситуации -- одни наездились и насмотрелись, у других страстный интерес к искусству поутих по экономическим обстоятельствам.
Сможет ли реконструкция Генерального штаба стать не только календарным культурным событием, но и сенсацией, сможет ли новый музей привлечь толпы жаждущих новых впечатлений петербуржцев и иностранцев? Все это, а также то, какое участие примет в этом Музей Соломона Р. Гуггенхайма, многократно и успешно решавший подобные проблемы, покажет время. Михаил Пиотровский считает, что потребуется лет пять-шесть. Ждать недолго.
«Мы должны научиться играть вместе»
О перспективах будущего проекта с директором Фонда и музеев Соломона Р. Гуггенхайма Томасом КРЕНЦЕМ беседовала корреспондент газеты «Время новостей» Фаина БАЛАХОВСКАЯ.
-- Проект «Эрмитаж--Гуггенхайм» интригует всех уже два года. Ясно, что объединение коллекции двух огромных музеев представляет фантастические возможности. Вы построили несколько музеев -- в Бильбао и Лас-Вегасе, работали с величайшими архитекторами. От вас ждут смелых и неожиданных решений. Но трудно представить себе что-то подобное в Петербурге, городе с традиционной архитектурой. Расскажите поподробнее о своем проекте.
-- Мне нравятся сложные задачи. Существует красивое здание в прекрасном месте, у него замечательный хозяин -- Эрмитаж. Вопрос в том, можно ли создать здесь новый музей, способный привлечь людей как своей конструкцией, так и программой. Сложный, современный комплекс, который смог бы добавить что-то этому великолепному городу, открыть в нем новые возможности. Чтобы понять это, необходимо проанализировать объективные данные, то, что нам дано изначально, то, чего мы не можем изменить. В первую очередь это облик самого здания. Это историческое здание, памятник архитектуры, и мы должны сразу исключить любую возможность вторжения в него современной архитектуры. Здание будет выглядеть так, как оно выглядит сейчас. Но внутри оно должно быть неожиданным, как начинка традиционного русского пирога. Привычный наружный облик в сочетании с потрясающим интерьером. Внутри здание состоит из множества сравнительно небольших залов, их стены нельзя разрушать, чтобы расширить пространство. Все, что у нас есть, -- это внутренние дворы. Наша концепция -- заполнить дворы, построить здание, заполняющее это практически несуществующее, неиспользуемое пространство. У этого здания могут быть два этажа, а не пять, как у исторического здания, тогда мы получим огромное пространство с чистым верхним светом, которое при необходимости можно трансформировать. В помещения для выставочных залов, мультимедийного центра, запасников, офисов, кафе -- всего, в чем остро нуждается музей.
-- На какой стадии сейчас находится проект? Верно ли, что его архитектором уже утвержден Рем Куулхаас?
-- Мы начали работать два года назад, но остановились, поскольку были неясны формальные детали сотрудничества. Теперь специально для работы над проектом создан фонд. Но говорить о чем-либо конкретном, в том числе и об имени архитектора, еще слишком рано.
-- Кто будет принимать окончательные решения о будущем облике Генерального штаба и какова ваша роль?
-- Михаил Пиотровский -- директор Эрмитажа, его лидер. Это его проект и его ответственность. Он генерал этой армии, а я -- так, лейтенант. Он будет принимать все решения, я могу только что-то предлагать, советовать.
-- Архитектора Рема Куулхааса называли как одного из участников проекта Всемирного банка. Как соотносится ваш проект с тем, который будет финансировать Всемирный банк?
-- Хотелось бы понять. Ясно, что рано или поздно они должны соединиться в один проект, что они преследуют одну и ту же цель и существуют в одной и той же реальности. Но технически я не знаю, как и когда это произойдет.
-- Каковы трудности, с которыми сталкивается проект?
-- Я бы не назвал это трудностями. Просто разные культуры имеют разные приоритеты, разное отношение к проблемам и их решению. Мы очень прагматичны. Считаем количество комнат, квадратных метров, рассматриваем условия и ищем новые возможности, необходимый баланс. Для нас музей -- это не сокровищница, а реакция на требования общества и рынка. Мы не охраняем произведения искусства, а стараемся сделать так, чтобы их увидело как можно больше людей. Чтобы работать вместе, мы должны смешать, соединить две культуры, две команды. Представьте, что это футбольная команда, половину игроков которой составляют русские, а другая половина -- американцы. Мы должны научиться играть вместе, выработать общие правила. Игроки по-разному обучены, говорят на разных языках, но им необходимо выиграть. Поэтому надо тренироваться и проводить вместе больше времени.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ