|
|
N°112, 27 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефтяникам нужен «банк качества»
Ситуация в нефтяной отрасли требует повышения качества нефти, заявил вчера в Набережных Челнах премьер-министр Михаил Касьянов. По его словам, необходимо найти решение, приемлемое и для нефтяников, и для тех регионов, где добывается нефть с высоким содержанием серы (Татария именно такой регион). Обсуждение этой проблемы было одной из главных тем и на открывшемся вчера в Москве Международном трубопроводном форуме.
Президент «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что планирует в августе--сентябре провести переговоры с президентами крупнейших российских нефтяных компаний о введении «банка качества» нефти в системе магистральных нефтепроводов. «Банк качества», о создании которого говорится уже давно, ставит доходы нефтяных компаний от реализации нефти в зависимость от качества сырья, отгружаемого в систему магистральных трубопроводов. В российской системе нефтепроводов смешиваются нефти разных сортов: тяжелые уральские и легкие сибирские, в результате нефтяные компании, добывающие легкую нефть, теряют в доходах. Замминистра энергетики Владимир Станев заявил на форуме, что потери добывающих высококачественное сырье компаний из-за отсутствия «банка качества» нефти составляют 250 млн долл. ежегодно. По его мнению, компании с нефтью более низкого качества получают дополнительную премию в этом же объеме. Семен Вайншток сообщил, что эксперты «Транснефти» разработали методологию компенсационных выплат и сейчас нефтяники изучают эти предложения. Вопрос о поставках «конкретной нефти на конкретные НПЗ», например поставках татарской нефти на Кременчугский завод, считает г-н Вайншток, не главный: «Главное -- разработать методику выплат от того, кто дает хорошую нефть, тому, кто дает очень хорошую нефть».
Улучшение качества российской нефти могло бы способствовать повышению цен на нее на мировом рынке и, соответственно, увеличению доходов и инвестиционных возможностей нефтяных компаний. Президент финансовой корпорации «НИКойл» Николай Цветков, выступая на форуме, заявил, что основную часть инвестиций в развитие трубопроводного транспорта могут привлечь крупнейшие нефтегазовые компании России и мира, в частности ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ВР, Total и Shell. Источниками же финансирования крупных проектов, по его мнению, могут стать не только собственные или заемные средства компаний, но и фонды прямых инвестиций Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации. Потребности трубопроводного транспорта в инвестициях на ближайшие 20 лет, считает глава «НИКойла», составят 100--105 млрд долларов.
Труба для Азии
«Транснефть» намерена качать нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В Хабаровском крае начались проектно-изыскательские работы по предварительному выбору трассы магистрального нефтепровода Ангарск -- побережье Японского моря. Соответствующее разрешающее постановление подписал губернатор края Виктор Ишаев. В начале недели к первичным исследованиям приступило дочернее подразделение «Транснефти» -- ОАО «Транссибнефть».
Предполагается, что новый нефтепровод пройдет по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев и Бурятии. Речь идет о проекте экспорта 50 млн тонн российской нефти в страны АТР. По мнению авторов проекта, это вполне соответствует прогнозам роста добычи и потребления нефти. В настоящий момент АТР -- второй регион после Северной Америки по уровню потребления нефти, на его долю приходится 27,8% мирового потребления. Ожидается, что до 2020 года объем потребления будет расти примерно на 9% ежегодно, а добыча сократится. К 2020 году объем нетто-импорта в страны АТР возрастет по сравнению с 2000-м более чем на 800 млн тонн в год.
В качестве основной ресурсной базы для проектируемого нефтепровода планируется использовать месторождения Восточной Сибири. В «Транснефти» проект считают уникальным. Предполагается соорудить линейную часть нефтепровода диаметром 1020--1200 мм, резервуарный парк общим объемом около 400 млн куб. м, выносные причальные устройства для приема танкеров дедвейтом до 300 тыс. тонн. При этом общая протяженность трассы нефтепровода Ангарск--Хабаровск--Находка составит 3765 км. Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск
Александр ДАВЫДОВ