|
|
N°240, 28 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром нефть» приросла Сибирью
«Дочке» газовой монополии, одной из крупнейших нефтяных компаний -- "Газпром нефти" в этом году удалось значительно повысить свои показатели по добыче и переработке, что наилучшим образом сказалось на ее финансовых результатах. Это произошло в первую очередь за счет покупки активов Sibir Energy. Важнейшим приобретением стал МНПЗ, который в сочетании с разветвленной сетью АЗС Центральной топливной компании (ЦТК), также принадлежащей Sibir Energy, делает «Газпром нефть» крупнейшим игроком на столичном рынке нефтепродуктов.
Весной, когда «Газпром нефть» начала активно скупать бумаги Sibir Energy, структура акционерного капитала зарегистрированной в Лондоне компании выглядела следующим образом: 47% принадлежало Bennfield, которой владели бизнесмены Шалва Чигиринский и Игорь Кесаев, 18% находилось у правительства Москвы. Остальные акции были на руках у миноритариев, по результатам первой оферты у них за 479 млн долл. и было выкуплено 16,95% бумаг. На долю в Sibir Energy претендовала и ТНК-ВР. Однако ей не удалось перебить цену (500 пенсов за акцию), предложенную «Газпром нефтью». Та приобретенным пакетом не довольствовалась и заявила о намерении значительно расширить свое участие в капитале компании.
После этого развернулась настоящая война за право выгодно продать корпорации свои акции. Так, в марте в лондонском суде началась тяжба между бизнесменами Шалвой Чигиринским и Русланом Байсаровым. Последний подал иск, в котором говорилось о том, что еще в 2003 году право собственности на бумаги Bennfield получила его компания Rossini Trade. В мае суд острова Мэн, где зарегистрирована Rossini Trade, вынес решение в пользу г-на Байсарова, однако г-н Чигиринский подал собственный иск уже в Международный арбитражный суд Лондона, и на любые операции со спорным пакетом был наложен арест. При этом эти же бумаги находились в залоге у Сбербанка.
Тем временем доля «Газпром нефти» продолжала увеличиваться. Renaissance Securities в интересах «дочки» газовой монополии провела еще две оферты для миноритариев, аккумулировав в результате 34% бумаг. Не теряя времени, новый владелец ввел в состав совета директоров Sibir Energy двух своих представителей -- заместителя гендиректора по экономике и финансам Вадима Яковлева и замначальника правового управления Игоря Цибельмана. Первый стал председателем совета, а второй сменил на посту главы компании Стюарта Детмера. Московское правительство, другой крупный акционер (с учетом пакета Банка Москвы -- 19,3%), также ввело в состав совета директоров своего представителя -- генерального директора ЦТК Дмитрия Беккера. Осенью развернулась финальная стадия борьбы за «богатства Сибири», к которым, кстати, относятся 100% Salym Petroleom с годовым уровнем добычи 4 млн тонн нефти, 100% МНГК (владеет 50% акций МНПЗ, газпромовским нефтяникам уже принадлежит 38,8%), а также обширная сеть АЗС Центральной топливной компании. «Газпром нефть», заплатив в общей сложности около 2 млрд долл., получила контроль над долей совладельца Bennfield Игоря Кесаева, а также, по некоторым данным, выкупила право залога на 23,35% у Руслана Байсарова. Таким образом, в Sibir Energy осталось только два акционера. Чтобы урегулировать отношения между партнерами, в ноябре мэр Москвы Юрий Лужков и глава «Газпром нефти» Александр Дюков подписали меморандум об основных принципах взаимодействия. Столичное руководство рассчитывало увеличить свою долю в Sibir Energy до блокирующей, однако, как отмечают эксперты, желание «Газпром нефти» поделиться акциями будет зависеть от готовности Москвы предложить взамен какие-нибудь ценные активы.
Полосу подготовили Петр ГЕЛЬТИЩЕВ, Алексей ГРИВАЧ, Андрей ДЕНИСОВ, Николай КОЧЕЛЯГИН, Кирилл МЕЛЬНИКОВ, Ирина ЦЫРУЛЕВА