|
|
N°239, 25 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Альберт Демченко: Главное не победа, а участие
Ведущие российские представители зимних видов спорта вышли на решающую стадию подготовки к Белой олимпиаде-2010 в канадском Ванкувере. Одним из тех, кто рассматривается как реальный претендент на медали Игр, является серебряный призер Турина саночник Альберт ДЕМЧЕНКО. С ним в стенах только что открывшегося информационного центра «Сочи-2014» побеседовала корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА.
-- Баннеры с вашей фотографией уже украшают олимпийский Ванкувер. Решили атаковать соперников заранее?
-- Дело не только в фотографиях, но и в финансовой поддержке, которая стоит за этим сотрудничеством. Сани -- технический вид спорта, и чтобы сделать совершенную модель, необходимы вложения и средства. Увидев Демченко на плакатах, соперники посчитают, сколько стоят мои сани, и бросятся дорабатывать свои. Шучу, но в каждой шутке есть доля правды.
-- Вы много раз сетовали на недостаток средств для изготовления саней. В олимпийском сезоне подобные проблемы возникали?
-- В этом году у меня двое саней. Сделали мы их с механиком Александром Ивановичем Васиным. Вообще это обычная практика в нашем виде спорта -- собирать модели вручную. Даже немецкая фирма, изготавливающая сани в заводских условиях, потом отдает модели в руки доводчиков. Изготовление спортивных саней нельзя поставить на поток. Требуется индивидуальная подгонка, штучная работа.
Чего недостает нашей команде? Если говорить в общем, то целенаправленной системной работы федерации. Конкретно -- мастерских. Уже который год президент нашей федерации Валерий Николаевич Силаков отчитывается, что вопрос со строительством мастерских решается. Но пока сани мы делаем в обычном гараже. Была бы мастерская, и не мотался бы я по заводам, чтобы мне сделали ту или иную деталь. Наняли бы фрезеровщика, токаря и работали спокойно, не вынося лишней информации наружу. Ведь в нашем виде спорта любая мелочь играет роль. Да, есть технические параметры саней, но и при этом остаются нюансы, миллиметры, микроны, которые могут влиять на результат. На трассе счет идет на тысячные секунды.
-- Почему вы отказались от сотрудничества с заводом имени Хруничева?
-- Потому что в России сложности возникают там, где их не ждешь. Например, люди не могут назвать стоимость своей работы. Обнуляют, округляют, и накладные расходы взлетают до 1000%. Если сани реально стоят 10 тыс. долл., то заводская «поделка» -- 100 тыс. Они так и объявили: «110 тыс. давайте, и мы будем делать». У нас даже при ручной сборке, с учетом всех нововведений, запчастей, доводки, на что уходит месяца четыре, получается сумма под 30 тыс. долларов.
-- Не так давно в России появилась своя санно-бобслейная трасса в Парамонове. Но в этом году ведущие спортсмены не тренировались там. Почему?
-- Мы сейчас тренируемся там. Правда, катаемся с более низкой точки старта, чтобы протестировать инвентарь. Трасса достаточно опасная, и ни к чему рисковать и экспериментировать. Но это не означает, что она плохая. Там тренируются юниоры, молодежь.
Просто мы не можем отменить глобального потепления и того, что в России запрещено строить спортивные объекты с использованием аммиака. Трасса в Парамонове углекислотная -- экологически чистая, и она не любит слишком высоких плюсовых температур. А у нас осенью температура держалась плюс 20 и выше, и в связи с этим лед было сложно наморозить. Поэтому тренироваться отправились в Норвегию, а потом начались этапы Кубка мира.
-- На этапе Кубка мира в норвежском Лиллехаммере вы завоевали «золото», опередив двукратного олимпийского чемпиона Армина Цоггелера. Считаете ли вы итальянца своим главным соперником в Ванкувере?
-- Я думаю, что на Олимпиаде не только Цоггелер будет являться главным претендентом на победу. За минувшее четырехлетие появилось много молодых. В немецкой сборной сильные спортсмены. Тот же Феликс Лох. Едва перешагнув юниорский возраст, он с ходу выиграл два последних чемпионата мира. Кстати, его отец является главным тренером сборной Германии по санному спорту. Техническое сопровождение у него ведет легендарный Георг Хакль, из-за этого немецкие спортсмены Лоха недолюбливают. У них ведь еще и Дэвид Меллер есть.
Канадцы здорово готовятся к Олимпиаде. Мало того, что сами спортсмены за эти четыре года прибавили, руководители федерации пригласили к себе немецкий тренерский состав. Канадских саночников готовят три немецких тренера. Помимо этого хозяева имеют возможность тренироваться на олимпийской трассе. Кстати, они специально отказались от этапа в Норвегии, чтобы отправиться готовиться в Ванкувер.
-- Как вы оцениваете свой уровень готовности перед Ванкувером?
-- Не люблю говорить об этом. У меня есть вера, есть цель, к которой иду. Как говорил Пьер Кубертен, главное не победа, а участие. Для любого спортсмена само по себе участие в Олимпиаде -- это уже большой успех.
|