Время новостей
     N°239, 25 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2009
МВД: модернизация внутренних дел
Президент приказал милиции «ужаться» на 20%
Дмитрий Медведев вчера дал старт очередной реформе милиции. Согласно его указу «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ» через два года они должны быть полностью переведены на федеральное финансирование (до сих пор бремя их содержания частично лежало на регионах), а их общая численность должна быть сокращена на 20%. Этим документом правительству и руководству МВД также поручено подготовить ряд предложений, в том числе по увеличению зарплат в ведомстве, совершенствованию его структуры и усилению антикоррупционных мер.

По внешним признакам эта реформа может считаться самой концептуальной для милиции за все последнее время. Тем более что в тексте документа эти меры предваряют не дежурные слова о «дальнейшем совершенствовании» милиции, а беспрецедентное признание того, что «организация деятельности милиции не отвечает современным требованиям». До сих пор все реформы МВД предусматривали лишь смену отдельных чинов и «вывесок» его подразделений. О плохой работе милиции при этом не говорилось. Впрочем, наблюдатели как в самом МВД, так и «со стороны» к новой реформе также отнеслись осторожно, полагая, что в силу многих причин она состоится вовсе «не завтра» и совсем не обязательно повлечет радикальные перемены системы. Хотя поначалу поволноваться милицейским начальникам все же пришлось.

О намерении подписать указ о совершенствовании МВД президент объявил неожиданно вчера днем, в ходе интервью в прямом эфире трем ведущим российским телеканалам. Сказал он это, отвечая на вопрос о том, что в минувшем году тема милиции была среди «очень больных и непростых». Более того, г-н Медведев подчеркнул, что подпишет указ сразу после прямого эфира, а в нем «будут предусмотрены и организационные изменения и изменения некоторых финансовых вопросов, и некоторые правовые вопросы, а также кадровые».

Для многих в МВД, оказавшихся в этот момент перед телевизорами, такие слова прогремели буквально как гром среди ясного неба. Хотя разговоры, что с милицией нужно что-то делать, ходили давно, ни о каких структурных и кадровых изменениях в МВД до последних дней речи не шло. Во-первых, руководство министерства, как считалось, продолжало пользоваться полным доверием первых лиц государства. А во-вторых, довольно успешно держало оборону от нападок критиков. Все последние громкие ЧП с участием милиции, которые и ввели ее в список «больных тем» минувшего года, -- расстрел людей в супермаркете майором Евсюковым, публичное видеообращение к Путину новороссийского милиционера Дымовского и многие другие -- расценивались в МВД как «частные случаи» и «исключение из правил». Достаточно вспомнить прозвучавшее всего чуть более месяца назад заявление первого заместителя министра Михаила Суходольского. «Как бы нас ни хаяли, сегодня работать в милиции почетно, -- категорично заявил он. -- Нас должны уважать. Вот эта грязь, которая льется со стороны отдельных правозащитников, СМИ и так далее, -- это, я думаю, просто от бессилия и злобы на то, что сегодня милиция работает».

В ходе телеинтервью президент не стал вдаваться в детали относительно грядущего указа, хотя отметил, что речь пойдет и о сокращениях в милиции. Отвечая на вопрос об «унизительных» зарплатах сотрудников МВД, он сообщил: "Конечно, нужно менять эту систему. Даже вопросов нет. Но мы обязаны посмотреть на все составляющие работы МВД, в том числе и на списочную численность. Может быть, где-то лучше ужаться и меньшей численностью, но выплачивая соответствующее вознаграждение, обеспечивать приход нормальных, современных, бескорыстных, но в то же время эффективных сотрудников. Чтобы они качественно служили, чтобы они честно отрабатывали». Естественно, эти президентские ремарки выглядели интригующе, а для кого-то в МВД и угрожающе.

Но уже к концу рабочего дня страсти немного улеглись. Около шести часов вечера пресс-служба президента распространила текст самого указа. Предварительная его часть оказалась действительно «революционной», по крайней мере политически. В ней говорится, что хотя органы милиции и «выполняют важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан», но «в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти», а «существующая структура органов внутренних дел РФ, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации».

Таким образом, получалось, что рапорты руководства МВД о том, что у них в ведомстве все в порядке и их «должны уважать», не совсем совпадают с мнением президента.

Меры, которыми предполагается исправлять ситуацию, оказались таковы. Правительству поручено подготовить предложения по переводу финансирования милиции общественной безопасности (МОБ) только за счет федерального бюджета. Одновременно вопросы формирования ее подразделений переводятся в юрисдикцию правительства РФ. До сих пор подразделения МОБ финансировались и создавались при участии региональных властей. Также должны быть подготовлены предложения по увеличению зарплат в милиции; «оптимизации» структуры и состава подразделений и освобождения их от «не свойственных функций»; «совершенствованию кадрового и тылового обеспечения»; реорганизации учебных заведений.

Президент постановил до 1 января 2012 года сократить на 20% общую численность милиции и немного «подправил» структуру ведомства -- снизил максимальное число департаментов в МВД до 13 (до сих пор их насчитывалось 15). Глава государства также указал, что у начальников районных милицейских подразделений должно быть не более трех заместителей.

Самому главе МВД г-н Медведев поручил принять меры по пересмотру порядка отбора кадров; совершенствованию структуры в плане исключения дублирования функций разными подразделениями и разграничению полномочий; разработке антикоррупционных мер; «ротации руководящего состава; формированию «научно обоснованной системы оценки деятельности».

Впрочем, после изучения конкретных указаний президента, большинство тех, кого они так или иначе могли затронуть, более-менее успокоились.

Во-первых, почти все меры планируется ввести лишь с 2012 года - достаточно большой срок, и до этого может произойти много разных событий, которые или "скорректируют" или вообще подвинут задуманную реформу в списке «неотложных дел». Во-вторых, объявленные меры, как полагают эксперты, на самом деле не столь уж революционны.

Например, перевод всей системы МВД на финансирование из федерального бюджета, как полагают, лишь в очень незначительной мере ослабит зависимость руководства региональных УВД-МВД от местных властей. Также не очень принципиально, считают эксперты, и внешне солидное сокращение общей численности милиции на 20%. На самом деле, как признают сами милиционеры, никаких массовых увольнений не будет - ведь не менее тех же 20% в общей сложности составляет «некомплект» милицейских подразделений и должности, которые занимают «текучие» сотрудники (те, кто на своих должностях «удерживается» не более года). И потому они могут быть освобождены в считанные месяцы.

Что касается «оптимизации» структуры милиции и антикоррупционных мер, то речь пока идет лишь о «поручениях подготовить предложения». А это можно сделать по-разному, тем более, что бюрократического опыта по созданию видимости работы у милицейских начальников предостаточно.

Даже вроде бы прямое указание о 20-процентом сокращении теоретически можно испонить по-разному. Достаточно вспомнить, чем закончилась реформа МВД 2004 года. Тогда было решено серьезно сократить его центральный аппарат и вообще управленческий состав. Но в итоге все получилось наоборот. В министерстве вместо прежних главных управлений и управлений создали более сложную систему департаментов, в состав которых вошли множество сложноподчиненных структур. На бумаге центральный аппарат МВД действительно сократился. Но попутно были образованы новые структуры (в частности, Оперативно розыскные бюро - ОРБ), которые стали существовать не собственно в МВД, а при нем, и в которые вошли не только «сокращенные» сотрудники, но и были приняты на работу дополнительные.

В результате общая численность структур центрального аппарата - если считать собственно его подразделения и существующие «при» -- только возросла. А больше всего в процентном соотношении увеличилось в итоге число начальников и генералов - ведь подразделений стало больше, а руководить ими надо. В итоге сами названия должностей у простых сотрудников стали такими длинными, что занимают при официальном упоминании несколько строк - грубо говоря, старший оперуполномоченный такого-то отдела (с длинным указанием того, чем он борется) такого-то ОРБ (опять же с «десятиэтажным» указанием его специализации) такого-то департамента.

Естественно, руководители многочисленных подразделений МВД постараются избежать сокращений, и потому, очевидно, составят мощное лобби против реальной «оптимизации». К тому же не секрет, что руководящий состав МВД неоднороден -- большинство ключевых постов в нем занимают соратники не только Владимира Путина (как, например, Рашид Нургалиев), но и ряда других «политических тяжеловесов». Отношения между ними сложные, и, очевидно, каждый из них будет использовать для «самосохранения» свой личный административный ресурс. Что не только не будет способствовать реформе системы, но может обернуться новой войной политических элит.

Виктор ПАУКОВ
//  читайте тему  //  Реформа силовых ведомств