Время новостей
     N°239, 25 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2009
Нулевой вариант
Президент хочет внести свою цифру в борьбу с пьянством на дорогах
Президент Дмитрий Медведев, судя по всему, готов включиться в уже традиционное для российской власти занятие -- переписывание 12-й главы Кодекса об административных правонарушениях. Вчера, поводя в телеэфире трех федеральных каналов итоги года, он посетовал на отсутствие в стране культуры пития и заявил о намерении внести в законодательство поправки, полностью запрещающие употребление алкоголя за рулем.

Депутатский корпус отозвался на слова главы государства одобрительными комментариями, из которых следовало, что нижняя палата -- причем как представители «Единой России», так и оппозиционеры -- готова немедленно переписать КоАП, обновленный ею же лишь в прошлом году. И изъять из кодекса единственный объективный критерий, по которому сотрудники ГИБДД сейчас определяют степень опьянения задержанного водителя.

Напомним, летом прошлого года в КоАП появилась норма, устанавливающая, что под состоянием алкогольного опьянения следует понимать «наличие этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на 1 литр крови или 0,15 и более миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха». Причем, как утверждают эксперты, норма эта вовсе не была «индульгенцией» на право выпить бокал пива или рюмку водки перед поездкой. Ведь достижение нулевого уровня алкоголя в крови вряд ли возможно с медицинской точки зрения -- определенную погрешность вносит эндогенный этанол, уровень которого у разных людей может колебаться от 0,008 до 0,4 промилле.

Свое решение искоренить эту норму г-н Медведев мотивировал тем, что наши соотечественники не умеют культурно выпивать. «Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем даже в небольших, ограниченных количествах, -- подчеркнул президент. -- Это провоцирует реальное пьянство перед тем, как садиться за руль. Тот, кто выпил, вообще теряет голову. Причем мы же знаем, как у нас выпивают. Сначала рюмку, вроде можно теперь. Потом две, три, а потом -- ладно, поехали». Пока, сделал вывод Медведев, россияне не готовы садиться за руль после употребления даже незначительного количества алкоголя. «Когда будем готовы, тогда посмотрим», -- резюмировал президент.

«Я целиком и полностью поддерживаю эту инициативу президента», -- заявил журналистам глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Действительно, признал думский юрист, в ряде европейских стран закон допускает присутствие некоторого количества промилле в крови и выдохе водителей, на что, напомним, ориентировались и наши законодатели, устанавливая аналогичную норму. «Там (на Западе. -- Ред.) есть культура потребления алкоголя. У нас традиции в этом плане совершенно другие, -- говорит г-н Крашенинников. -- Наши если начнут, то их уже не остановишь, а это чревато очень серьезными последствиями».

Россияне в подавляющем большинстве не готовы к европейским стандартам, поддержал коллегу-единоросса глава фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев. Учитывая наш менталитет, добавил он, «надо, наверное, сегодня, отменить норму действующего законодательства, разрешающую употребление алкоголя, пусть общество само подойдет к этому».

Заместитель председателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству (именно через этот профильный комитет будет проходить президентский законопроект) депутат-коммунист Виктор Илюхин заявил, что предложение о полном запрете употребления алкоголя водителями не встретит никаких препятствий при рассмотрении в нижней палате. В уходящем году депутаты вряд ли успеют принять закон, заметил Илюхин, но в следующую сессию, которая начнется в январе, по всей видимости, инициатива главы государства будет утверждена.

Один из авторов поправок в КоАП о предельно допустимых дозах алкоголя, глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев пока не готов оценить идею, высказанную Дмитрием Медведевым. «В отличие от президента я не готов сказать, как этот опыт проявил себя на практике, перевешивают ли его минусы существующие плюсы», -- осторожно отметил г-н Васильев, добавив, что к мнению главы государства, безусловно, нужно прислушаться, поскольку, видимо, у президента «есть соответствующая информация аналитического характера по данному поводу». По словам г-на Васильева, после принятия нормы, установившей предельно допустимые промилле, число автомобилистов, задержанных за вождение в нетрезвом состоянии, стало сокращаться.

Главный нарколог России, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн приветствует президентскую инициативу, поскольку, по его мнению, «наши люди пить не умеют». «В нашей стране разрешать какие-то минимальные дозы употребления алкоголя за рулем не совсем правильно», -- заметил главный нарколог. Введя максимальную норму, «мы пошли на поводу у Европы», подчеркнул г-н Брюн.

К слову, Еврокомиссия рекомендовала государствам -- членам ЕС внести в свое законодательство норму, допускающую вождение при содержании алкоголя в крови водителя до 0,5 промилле. Впрочем, некоторые страны Евросоюза, например Ирландия и Люксембург, повысили эту планку до 0,8 промилле. «Человек может быть уставшим, и маленькая доза алкоголя каким-то образом подействует, а при нашей всеобщей расхлябанности это может привести к трагическим последствиям», -- напомнил о специфике российского менталитета Евгений Брюн.

Примечательно, однако, что авторы всех этих заявлений и комментариев как будто исходят из того, что в прошлом году в КоАП было внесено послабление для водителей. Однако на самом деле действовавшие ранее нормативные акты предусматривали большую, чем сейчас, допустимую планку. В частности, согласно приказу Минздрава от 14 июля 2003 года водитель признавался пьяным при наличии в крови свыше 0,5 промилле алкоголя. Правда, эта норма распространялась только на водителей, «в отношении которых нельзя провести обычные процедуры определения степени опьянения» (например, определение способности ориентироваться в пространстве) -- речь идет об участниках ДТП, доставленных в больницу в бессознательном состоянии. Остальным же водителям диагноз ставился на основании совокупности клинических факторов, то есть основополагающим было субъективное мнение врача-нарколога, оценивавшего поведение и реакцию доставленного на медобследование автомобилиста.

К тому же согласно букве закона карается не употребление алкоголя водителем как таковое, а управление авто- и мототранспортом в состоянии опьянения. Введение «предельных норм» по содержанию алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе и должно было провести границу между этими юридическими понятиями. Правда, одновременно с этим сотрудникам ГИБДД дали право на проведение первичного освидетельствования водителей, что тут же привело к злоупотреблениям. Возможно, именно поэтому в рядах защитников прав автомобилистов нет единого отношения к президентской инициативе.

«Я не совсем согласен с президентом в том, что нужно отказаться от четко установленных предельно допустимых доз алкоголя в промилле», -- сказал «Времени новостей» глава московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев. Во всем мире наказание водителя зависит от степени опьянения, которая, в свою очередь, определяется на основе конкретных показателей, выявляемых на освидетельствовании задержанного автомобилиста. «Мы полностью поддерживаем призыв президента, бороться с пьянством за рулем, безусловно, необходимо, -- подчеркнул глава столичного отделения ФАР. -- Но мы считаем, что подход должен быть иным. Первое, с чего следовало бы начать, -- это реформирование органов ГИБДД, не борьба с отдельными коррупционерами, а искоренение коррупции». По словам г-на Канаева, в ФАР поступали десятки жалоб от водителей, которых лишали прав, например, за присутствие в выдохе 0,18 промилле, в то время как явно нетрезвые граждане давали инспектору взятку и преспокойно ехали дальше.

Рост злоупотреблений со стороны автоинспекторов подтвердил «Времени новостей» и лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, когда два с половиной года назад разрабатывались соответствующие поправки в КоАП, на их принятии настаивали именно представители ГИБДД, в то время как сам г-н Похмелкин, будучи депутатом Госдумы, выступал против. «Я сторонник абсолютного запрета на употребление алкоголя водителями, -- пояснил лидер ДАР. -- Нет никакого универсального критерия того, сколько надо выпить, чтобы не превысить указанные в законе промилле, -- кружку пива, бокал вина или иное количество какого-либо спиртного». По мнению Виктора Похмелкина, «нужно вернуться не просто к абсолютному запрету на алкоголь, но и к процессуальному положению, которое существовало два с половиной года назад: состояние опьянения определятся исключительно медицинским освидетельствованием -- никаких алкотестеров, никакого освидетельствования сотрудниками ГИБДД». Если есть подозрение в том, что водитель нетрезв (или находится под действием наркотиков, что нельзя измерить никакими промилле), то его следует направить на медосвидетельствование, т.к. врачи определяют состояние задержанного не только по результатам, выдаваемым алкотестером, но и по другим критериям.

Михаил МОШКИН