Время новостей
     N°239, 25 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2009
Покорение Сибири
Оркестр под управлением Владимира Спивакова представил за Уралом двух многообещающих солистов
Владимир Спиваков и возглавляемый им Национальный филармонический оркестр России (НФОР) провели новые гастроли по стране. В самом этом факте нет ничего необычного, все как всегда -- аншлаги, цветы, нескончаемые аплодисменты. Но не всякому оркестру удается бравым маршем проследовать от Пермского края через Урал в самое сердце Сибири, заглянув в Омск и Томск, где редко выступают коллективы топ-класса. Особенно теперь, когда оркестрам в самый раз отсиживаться дома, пережидая трудные времена. Восьмидневное турне НФОР -- Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Омск, Томск, Новосибирск -- получило поддержку банка ВТБ-24. Столичные оркестры редко наведываются за Урал, что связано с множеством трудноразрешимых проблем, прежде всего с экономикой и логистикой подобных гастролей. Хотя, например, в Екатеринбурге выступают все, но даже и там говорят: «Многие приезжают, но не всех так принимают». Спиваков ценит хороший прием: по его словам, в каждый вечер «атмосфера всеобщего счастья царит и на сцене, и в зале», это то, ради чего он и его команда готовы на любые подвиги.

Еще в 2004 году, завершая свой первый концертный сезон, совсем еще юный НФОР впервые выступил в городах Уральского и Южного регионов, и с тех пор ежегодные гастроли оркестра по стране стали традицией. В год пятилетия оркестра (2008) российское турне прошло дважды. Оркестр прокладывал маршруты даже в такие отдаленные уголки страны, как Мончегорск и Североморск. В нынешнем году уже в третий раз гастроли НФОР прошли в рамках «Всероссийских филармонических сезонов», проекта Министерства культуры России и Московской филармонии, направленного на возрождение концертной деятельности ведущих музыкальных коллективов страны во всех регионах, включая самые отдаленные. В четырех городах нынешнего маршрута НФОР и Спиваков бывали и ранее, а три -- Омск, Томск и Новосибирск -- принимали их впервые. Программы выбирали сами города. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Четвертая и Пятая симфонии Чайковского, балетные сюиты Чайковского, Прокофьева и Стравинского -- шедевры русской классики, хорошо известные слушателям. Но кто откажется услышать любимую музыку в исполнении одного из лучших российских оркестров под управлением маэстро Спивакова?

Планируя турне, оркестр оставил за собой выбор солистов -- двух многообещающих, но пока мало известных широкой аудитории молодых пианистов. Спиваков настоял на их участии в туре и мощной рекламной кампании в их поддержку, предоставив им уникальный шанс завоевать новую слушательскую аудиторию. Ведь они лучше известны на Западе, чем в России. 24-летний Александр Гаврилюк -- победитель престижных конкурсов в Италии, Японии, Израиле и на Украине. Японская критика после завершения конкурса в Хамамацу назвала его «лучшим молодым пианистом конца ХХ века» и «новым Горовицем». Другому солисту, Александру Синчуку, всего 20 лет, он воспитанник Международного благотворительного фонда Спивакова и пока еще студент Московской консерватории, но уже победитель конкурсов имени М. Юдиной и К. Игумнова. В нынешнем году Синчук с блеском выиграл еще и конкурс имени С. Рахманинова в Москве и был допущен в святая святых -- Карнеги-холл в Нью-Йорке, где дебютировал с сольной программой. Привыкшие к конкурсной борьбе, на гастролях с НФОР оба пианиста с наслаждением просто творили музыку -- играли Второй концерт Рахманинова, вызывая овации благодарной публики.

Овацией заканчивалось в каждом городе и второе отделение концерта, после которого публика горячо требовала продолжения и получала несколько бисов «на десерт». Тут уже эмоции слушателей окончательно выходили из-под контроля и больше напоминали поведение стадионных трибун, чем реакцию обычной филармонической аудитории.

Можно долго спорить о достоинствах того или иного симфонического оркестра, особенностях его исполнительского стиля и глубине интерпретаций, все это весьма субъективно. Но, как показывает опыт Национального филармонического оркестра России, классическая музыка в ее лучших образцах и эталонном исполнении не только не сдала свои позиции, но завоевывает все новые и новые рубежи по всей стране. И в этом смысле НФОР вне конкуренции.

Сергей ТАРАСОВ