|
|
N°112, 27 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Другого нет у нас пути
Коммунистам не удалось остановить железнодорожную реформу
МПС будет реорганизован, к РАО «Газпрому» и РАО «ЕЭС» прибавится еще один хозяйствующий монстр - РАО «Российские железные дороги», по исключительно государственным рельсам побегут и частные поезда, а почти полумиллиону путейцев придется искать другую работу. Таковы в самом общем виде последствия одобренной вчера Думой реформы последнего министерства - естественного монополиста.
Правительственный пакет из четырех законопроектов - «О железнодорожном транспорте», «Транспортный устав железнодорожного транспорта», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и поправки в закон о естественных монополиях - был принят после энергичного, хотя и однообразного двухчасового обсуждения. Замминистра путей сообщения Анна Белова уверяла депутатов, что реформа приведет к небывалому развитию конкуренции, повышению качества услуг, снижению тарифов (начиная с 2007 года) и выходу отрасли из кризиса. Коммунисты с такой же комсомольской страстностью убеждали коллег, что железнодорожное хозяйство вследствие реформы будут окончательно разворовано и развалено. Глава МПС Геннадий Фадеев, к которому, противопоставляя его инициатору реформы и предшественнику на министерском посту Николаю Аксененко, пытались воззвать недовольные законопроектами депутаты, повторял в разных вариациях один и то же: «Сейчас у нас нет другого пути».
Единственно возможный, по мнению правительства, путь прост. Предлагается разделить управленческие и хозяйствующие функции МПС, сохранив регулирование железнодорожного процесса за чиновниками, и создав для ведения хозяйственной деятельности РАО «Российские железные дороги». 100% акций этого открытого акционерного общества, по словам г-жи Беловой, «всегда будут принадлежать государству». Правда, законопроект «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» заставляет в этом усомниться. Его 7-ая статья предусматривает возможность продажи и иных способов отчуждения акций РАО РЖД, хотя исключительно на основании специального закона. Еще более туманна 8 -ая статья, где говорится о порядке распоряжения имуществом акционерного общества. С одной стороны, магистральные железнодорожные линии, информационные комплексы управления движением и системы управления перевозками и т.п. не подлежат передачи в аренду, залог, доверительное управление или безвозмездное пользование. В то же время порядок распоряжения этим имуществом устанавливается правительством. Частью имущества (кроме запрещенного к обороту и того, что можно продавать и отдавать в залог по согласованию с правительством) РАО РЖД и вовсе может распоряжаться совершенно самостоятельно. Внутренняя противоречивость законаопроекта дала депутатам возможность говорить, что на самом деле речь идет не о реорганизации МПС, а о приватизации железных дорог. Столь же настороженно отнеслись думцы к тому, что порядок определения того имущества, которое войдет в уставный капитал акционерного общества, будет определяться правительством. А значит, МПС сбросит принадлежащие ему социальные учреждения: дома, школы, больницы, детсады- и это ляжет непосильным грузом на региональные бюджеты.
И вся дискуссия вокруг пакета свелась почти исключительно к вопросу о собственности на железнодорожное имущество. А положения новых редакций закона о железнодорожном транспорте и Транспортного устава практически не обсуждались. Однако профильные комитеты выдали на все законопроекты заключения о необходимости их кардинальной переработки. Логичнее было бы проекты отклонить. Что и предлагалось сначала. Но политическая обработка смягчила позицию проправительственных фракций, обеспечив старт железнодорожной реформе.
МПС повезло больше, чем другому жаждущему реформ естественному монополисту - РАО «ЕЭС». Рассмотрение законопроектов по реформе энергетической монополии, которым депутаты должны были заняться сегодня, перенесено на осень. Анатолий Чубайс, не сумевший найти в Думе достаточного количества сторонников, невольно помог г-ну Фадееву. «Плохой» по признанию большинства думцев, железнодорожный реформ-пакет был признан пригодным по сравнению с «очень плохим » энергетическим. И только расстроенный коммунист Валентин Романов с горечью констатировал: «Сегодня МПС, завтра РАО «ЕЭС», уже не осталось ничего, что не было бы пущено в распыл».
Светлана ЛОЛАЕВА