|
|
N°238, 24 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллионы «Аэрофлота»
Богатство авиакомпании прирастает Сибирью
«Аэрофлот» вчера опубликовал отчет о физических объемах перевозок в январе--ноябре 2009 года. Днем раньше компания раскрыла финансовые показатели своей деятельности за девять месяцев текущего года по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Физические показатели компании сопоставимы с достижениями прошлого года, а финансовые отличаются в худшую сторону. Позитивного результата «Аэрофлоту» удалось добиться благодаря новому менеджменту компании под руководством гендиректора Виталия Савельева (он пришел в «Аэрофлот» в апреле), который проводил работу по сокращению издержек. Однако общее падение спроса на российском рынке авиаперевозок плохо влияет на экономическую устойчивость авиакомпании в целом.
Вчера же появилась еще одна негативная для «Аэрофлота» новость. Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), с которой «Аэрофлот» ранее подписал контракт на 30 региональных самолетов «Сухой Суперджет-100», объявила, что желает перенести сроки поставок этих машин. Официально авиапроизводитель не уточняет, насколько может задержаться освоение «Суперджета» «Аэрофлотом». "Компания получила от производителя двигателей согласованные сроки поставок и сейчас обсуждает со стартовым заказчиком ("Аэрофлотом") сроки поставок самолета", -- цитирует агентство ИТАР-ТАСС представителя ГСС. Ранее член комитета Госдумы по транспорту Анатолий Лисицын сообщил, что "двигатели для самолета "Сухой Суперджет-100" будут готовы к лету 2010 года". Согласно контракту, заключенному с ГСС, «Аэрофлот» должен был первым в России приступить к эксплуатации "Суперджета-100" в декабре 2009 года. Однако сертификация самолета и двигателя для него пока не завершена.
В ноябре «Аэрофлот» перевез 720,5 тыс. человек, или на 4% больше, чем в тот же месяц 2008 года, говорится в сообщении компании. За 11 месяцев 2009 года компания обслужила 8,015 млн человек. Такими темпами она, видимо, сможет повторить свое прошлогоднее достижение, когда в целом за год «Аэрофлот» перевез 9 млн клиентов. Доходы компании в январе--сентябре 2009 года по МСФО составили 2,46 млрд долл. Это на 31% меньше, чем в соответствующем периоде 2008 года, и на 8% ниже, чем прогноз инвестиционной финансовой компании (ИФК) «Метрополь», пишет аналитик этой компании Андрей Рожков. «Метрополь» ожидал, что «Аэрофлот» получит 2,67 млрд долл. дохода, однако доход оказался ниже из-за более острой, чем ожидалось, конкуренции между отечественными авиакомпаниями, указывает эксперт.
При этом показатель прибыли до уплаты налогов и амортизации EBITDA, хотя тоже снизился, но в меньшей мере, чем ожидали эксперты. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года EBITDA упала на 11% (до 403 млн долл.), но не на 41% (до 285 млн долл.)., как ожидали в ИФК «Метрополь». Г-н Рожков видит два возможных объяснения такому развитию событий: сокращение операционных издержек и увеличение выплат по соглашениям с иностранными авиакомпаниями о транссибирском транзите. «Аэрофлот», как известно, является основным бенефициаром этих соглашений (правда, значительная часть денег перераспределяется затем в пользу российских государственных служб управления воздушным движением). Кстати, г-н Савельев, вскоре после того как возглавил «Аэрофлот», говорил в интервью «Времени новостей», что ставит перед своими подчиненными задачу научиться работать без «транссибирских роялти». Однако пока зависимость крупнейшей российской авиакомпании от этих побочных источников дохода только увеличивается, полагают эксперты.
Руководство «Аэрофлота» ожидает, что по итогам 2009 года EBITDA и чистая прибыль составят 450 млн долл. и 100 млн долл. соответственно. А в 2010-м оно рассчитывает на резкий рост пассажирооборота (на 32% к 2009 году) и высокий процент пассажирской загрузки (72%). Аналитики, впрочем, считают эти цифры «откровенно оптимистичными».
Михаил КУКУШКИН