|
|
N°240, 28 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восемь без половины
Лучшие зарубежные фильмы 2009 года
По традиции итоговый список лучших зарубежных фильмов уходящего года составлен из картин, вышедших в отечественный кинопрокат с января по декабрь (разовые фестивальные показы и выход непосредственно на DVD в расчет не берутся). Год был, мягко говоря, своеобразным, поэтому нынешний реестр состоит всего из восьми фильмов (к слову, именно из восьми фильмов в этом году состоит хит-парад не кого-нибудь, а Квентина Тарантино). В нем в результате нет довольно большого количества лент, которые попали в топ-десятки коллег по обе стороны Атлантики и во многом формировали планетарный киноконтекст: в частности, по самым разным и не всегда очевидно объяснимым причинам, вниманием были обойдены такие значительные работы, как «Впусти меня» Томаса Альфредсона и «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла, «Рестлер» Даррена Аранофски и «Гран Торино» Клинта Иствуда, «Вики Кристина Барселона» Вуди Аллена и «Антихрист» Ларса фон Триера, «Три обезьяны» Нури Белге Джейлана и «Разомкнутые объятия» Педро Альмодовара, «Битва у Красной скалы» Джона Ву и «Рыбка Поньо на утесе» Хаяо Миядзаки, «Луна 2112» Данкана Джонса и «Район №9» Нила Бломкампа, «Пророк» Жака Одияра и «Пределы контроля» Джима Джармуша, «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана и «Любовники» Джеймса Грея... Из фильмов, которые были недоступны нашим зрителям на широком экране, стоит, пожалуй, отметить триллер Дженнифер Линч (да-да, дочери того самого Дэвида) "Наблюдение", который может смело претендовать на звание самого интересного (в доисторическом понимании) фильма уходящего года, а в разряде "запретных удовольствий" просто невозможно не упомянуть (сколько ни колоти себя по рукам) два опуса, вышедшие у нас сразу на DVD и несущие на себе отчетливый русский след, -- это американо-канадский "Руслан" Джеффа Кинга (Стивен Сигал играет нашенского братка, перековавшегося в писателя криминальных бестселлеров, но вынужденного по семейным обстоятельствам вернуться к привычным раскладам) и "Опасная гастроль" Дольфа Лундгрена (режиссер играет здесь главную роль -- барабанщика американской хард-рок-группы, который спасает дочерей президента Петрова от террористов во время концерта в Кремле). В остальном есть ощущение, что киногод выглядел именно так, и никак иначе. Фильмы расположены в списке по порядку их выхода в российский кинопрокат.
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (США, 2009, Дэвид Финчер). Экранизация рассказа Френсиса Скотта Фитцжеральда (весьма далекая, к слову, от духа и буквы оригинала) -- главный в этом году именно что художественный фильм. Признанный не самой главной удачей Дэвида Финчера, не собравший подобающего количества "Оскаров", но на удивление неплохо прошедший в прокате, фильм этот не просто торжество спецэффектов, позволяющих увидеть Брэда Питта таким, каким он был лет двадцать назад, а величественная и умная фреска.
«Розовая Пантера 2» (США, 2009, Харальд Цварт). Культовый детектив "Клю-у-у-з-о-о-о" в том виде, каком его понимает Стив Мартин, вернулся в относительно провальном "сиквеле ремейка" старой абсурдистской комедии и заставил самых разных людей хохотать до колик. В год, когда практически развеялась комедийная аура Джадда Апатова ("Приколисты" не в счет -- больно уж странные), единственное зрелище, на котором можно было надорвать живот отчаянно и бесповоротно, именно этот фильм. Немыслимых размеров глупость и одновременно всеми органами чувств ощутимое величие.
«Хранители» (США, 2009, Зак Снайдер). Конгениальное оригиналу (графическому роману Алана Мура) произведение. Альтернативная история (пересказанная в лучших за год вступительных титрах), сложные взаимоотношения супергероев (или тех, кто считает себя таковыми), окровавленный "смайлик" на дешевом значке. И потрясающий саундтрек -- кажется, что все задействованные в звуковой дорожке мелодии (от Вагнера до Пола Саймона) на самом деле родом из той реальности, которую мы никогда не переживем, а сможем только увидеть благодаря искусству движущихся изображений.
«Звездный путь» (США, 2009, Джей Джей Абрамс). Из всех шумных, дорогих и кассовых бестселлеров года новая версия старого телесериала про космонавтов из далекого будущего -- самый, если можно так выразиться, приятный. То есть, если по Канту, "то, что нравится в восприятиях чувствам", "доставляющий удовольствие, радующий", "вызывающий симпатию, расположение". Отменная и неглупая, что особенно ценно, космическая опера, созданная творцом великого "Лоста". И на редкость непротивные молодые звезды в главных ролях.
«Затащи меня в ад» (США, 2009, Сэм Рейми). После нескольких лет, завязших в паутине "Человека-паука", великий Сэм Рейми вернулся к породившему его жанру ужасов и триумфально въехал обратно в пантеон на закорках древнегреческой демоницы Ламии. У многих на этом фильме получалось от души хохотать (как и на классических "Зловещих мертвецах" того же Рейми), но тем, кто знает толк в настоящих ужасах, было не до смеха. Абсолютный триумф, не лишенный сатирических ноток, но от того ничуть не менее леденящий.
«Джонни Д.» (США, 2009, Майкл Манн). Абсолютно классицистское произведение, снятое тем не менее на новомодные ручные камеры. Гангстерская сага, которая могла в лучшем случае стать бенефисом Джонни Деппа в роли легендарного Джона Диллинджера, а на поверку обернулась восхитительнейшим фильмом, равного которому (как минимум в жанре) еще долго не будет. Один выдающийся отечественный монтажер признался как-то, что не в состоянии выключить ни один фильм Манна, с какого бы места его ни довелось смотреть. После «Джонни Д.» его понимаешь раз и навсегда.
«Бесславные ублюдки» (США, 2009, Квентин Тарантино). Тарантино сдулся! Тарантино халтурщик! Первая настоящая неудача! На все эти аргументы единственно верным ответом будет автоматная очередь или крепкий удар битой по виску. Ибо фантазия Квентина на тему «как-то раз оккупированной Франции» -- два с половиной часа дистиллированного киноманского да и просто чисто человеческого восторга. Или это не шедевр, или я не знаю Арканзаса!
«Посылка» (США, 2009, Ричард Келли). После «Донни Дарко» прыгать выше было вроде бы некуда. Но Ричард Келли смог. И снял потрясающую версию классического рассказа Ричарда Мэтесона, в которой основной сюжет уложился в первые минут пятнадцать, а потом началось такое, что и не снилось нам, мудрецам... Именно нечто подобное снится людям, которые привыкли засыпать с брошюркой дешевой (но на самом деле бесценной) фантастики под подушкой. Но только Келли смог воплотить свои грезы в целлулоиде.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ