|
|
N°112, 27 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Туркмении запретили болеть
За Турцию
Восторг туркменских болельщиков (впрочем, как и сотен турок, работающих в Ашхабаде) по поводу успешного выступления сборной Турции на футбольном чемпионате мира дорого обошелся министрам иностранных и внутренних дел Туркмении. Оба они распоряжением президента Туркменбаши лишены оклада за июнь. В официальной хронике «преступлений и наказаний», регулярно публикующейся в туркменской прессе, намеков на футбольную подоплеку случившегося нет. Там сказано лишь, что глава МИДа г-н Мередов пострадал «за неправомерное вмешательство в деятельность МВД», а глава МВД Какабаев -- «за слабый контроль подчиненных ему спецслужб и неправильную работу по обеспечению безопасности дорожного движения и общественного порядка». Еще на один должностной оклад увеличилась туркменская казна за счет начальника полиции Ашхабада Атаева.
Причиной гнева «великого сердара» (вождя) туркменского народа стала именно излишняя эмоциональность любителей футбола. После победы команды Турции над сборной Сенегала в четвертьфинальном матче несколько сотен машин с туркменскими и турецкими флагами выехали на улицы чинно-сонного Ашхабада. Туркменское телевидение показало, как полицейские мужественно вели себя в этой обстановке, пытаясь лишить авто неположенных им флажков. Больше всего Туркменбаши, очевидно, возмутило непатриотичное поведение соотечественников, позволивших себе выражать какую-либо радость без его личного указания, да еще по поводу побед чужой, хоть и очень этнически близкой, тюркоязычной страны. За подобную «потерю контроля» над обстановкой ответил министр МВД Туркмении.
Главный же дипломат оказался виновен в том, что не увидел ничего предосудительного в проявлениях радости турок-иностранцев. Когда в его ведомство поступили жалобы турецких граждан на притеснения милиции, г-н Мередов попытался было заступиться за турок. Однако, следуя указаниям Туркменбаши, быстро исправился, вызвал к себе посла Турции в Ашхабаде Бахаттина Дюрсоза и жестко предупредил его: в день полуфинала Турция -- Бразилия ни один турецкий гражданин не должен изъявлять эмоции за пределами своих офисов или квартир.
Об этом футбольно-дипломатическом казусе, со ссылкой на источники в турецком посольстве и турецких бизнесменов в Ашхабаде, сообщили все телеканалы Турции, рассказывая одновременно, как отчаянно болели за их сборную в Баку и Ташкенте, Гамбурге и Нью-Йорке.
С другой стороны, можно понять и президента Ниязова. Его органы правопорядка уже проявили беспечность пару недель назад, когда упустили злоумышленников, сжегших три огромных изображения «великого вождя» всех туркмен в самом центре Ашхабада. Тогда за это никто не был наказан, теперь все получили по совокупности.
Аркадий ДУБНОВ