|
|
N°238, 24 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неглобальное потепление
Россияне начинают больше ценить свои конституционные права
Россияне не очень высоко ценят большую часть демократических прав и свобод, положенных им по Конституции. Такой вывод можно сделать из данных рейтинга важности конституционных прав и свобод для граждан России, составленного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов инициативного опроса. Исследование было проведено 5--6 декабря, опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. При этом сравнение свежих данных с аналогичными опросами шестилетней давности показывает, что с годами наши соотечественники все-таки потихоньку становятся свободолюбивее.
Наибольшей популярностью по-прежнему пользуются права и свободы из «социального пакета». Самым главным большая часть россиян считает гарантированное им право на жизнь -- так ответил 61% респондентов. Стоит отметить, что в 2003 году эта неотъемлемая гуманистическая ценность имела значение менее чем для половины наших сограждан -- только для 45%, и с тех пор эта цифра неуклонно росла.
Свобода и личная неприкосновенность также имеют первостепенное значение для большинства (54%), в то время как в 2003 году -- лишь для 37%. Почти столько же граждан обеспокоено своим правом на труд (51%) -- шесть лет назад их было меньше, но ненамного (45%). Таким образом, труд и жизнь в 2003 году были для россиян существенно важнее свободы.
Еще 51% опрошенных уверены, что самое важное -- это право на охрану здоровья. Шесть лет назад об этом говорили только 40%. Право на жилище сегодня считают первостепенным 43%, на отдых -- 40%, на социальное обеспечение в старости и по болезни -- 38%. Шесть лет назад все эти показатели были несколько ниже, чем сейчас.
А вот «либеральный пакет» ценностей сегодня не пользуется такой популярностью, хотя его значение для россиян с годами все-таки растет. По 32% считают самым важным право на свободу от любых вмешательств в частную жизнь и на свободу мысли и слова. Интересно, что в 2003 году про свободу слова вспомнили всего 19%, а в 2004 году и того меньше -- 17%. А вот с 2005 по 2009 год значение этого права увеличилось сразу на 10%. С 13 до 19% возросла доля тех, для кого нет ничего важнее частной собственности и предпринимательства, с 9 до 15% -- тех, кого волнует свобода передвижения по стране и за ее пределами.
Возможность избирать и быть избранным как самое важное право отметили в 2009 году 13% опрошенных (шесть лет назад таковых было лишь 6%), участие в общественной и политической жизни -- 12% (всего 5% в 2003 году). Свободу религии и совести называют ключевым правом 12% наших сограждан (8% пять лет назад). Неожиданно большим оказалось за шесть лет увеличение доли тех, кто самым важным считает право на родной язык, -- с 10 до 23%. Правда, в материалах ВЦИОМ, к сожалению, не уточняется, идет ли речь о русском языке или о языках национальных меньшинств -- ведь в России родным для многих является вовсе не «великий и могучий».
Меньше всего значения россияне придают свободе объединений и союзов -- только 5%, хотя в 2003 году эта цифра была совсем ничтожной -- всего 2%, то есть даже меньше статистической погрешности.
Наконец, право на защиту своих прав и свобод, в том числе через суд, считает важным почти треть россиян -- 28%. В 2003 году так думали только 16% наших граждан.
Впрочем, эксперты призывают не рассматривать эти цифры как абсолютные. «Речь идет о декларативных суждениях, -- напомнил корреспонденту «Времени новостей» независимый политолог Дмитрий Орешкин. -- Когда 40% не считают право на жизнь первоочередным, это вовсе не значит, что они готовы от него отказаться. Просто они отвечают так, как им кажется правильным в социокультурном контексте». Однако в данных ВЦИОМ аналитик видит отражение важной тенденции.
«За последние несколько поколений у нас истреблена смысловая связь между качеством и количеством труда и социальными благами, -- объясняет он. -- Ты можешь работать много и хорошо, но получать ломаные гроши, а можешь просто сидеть на хорошем месте». Все блага исходят от государства, отсюда такое внимание к ценностям из «соцпакета» -- правам на здоровье, образование, труд. А либеральные ценности в этой ситуации носят абстрактный характер, с практической точки зрения неэффективны, превращаются в «экзотический продукт» для горстки интеллектуалов.
«В этом отличие нашего общества от европейского, где либеральные ценности формировались на протяжении нескольких поколений в повседневной практике, -- считает г-н Орешкин. -- Крестьянин собрал урожай -- отвез в город -- продал. Он заинтересован в законе и безопасности, в свободном рынке и частной инициативе, для него эти понятия наполнены повседневным смыслом». С точки зрения аналитика, как раз по этой схеме либеральные ценности последние шесть лет входят в жизнь россиян. Зафиксированные ВЦИОМ изменения -- результат ежедневного жизненного опыта граждан, которые постепенно убеждаются в практической пользе демократических прав и свобод.
«В 90-е годы была дискуссия о том, нужен ли нам рынок, -- напоминает заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. -- Сейчас места дискуссии уже нет -- мы живем в рыночной экономике. Споры о возможной диктатуре, о монархии стали уделом научных и квазинаучных кругов, и даже среди коммунистов только некоторые выступают за плановую экономику». Стало быть, жизнь в условиях рыночной экономики, основанной на идеологии либерализма, так или иначе способствует укоренению в массовом сознании либеральных ценностей, иногда даже вопреки официальным установкам.
Наталья РОЖКОВА