|
|
N°237, 23 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сосед с протоколами
Новый генсек Совета Европы обсудит в Москве казнь и суд
Сегодня нового генсека Совета Европы (СЕ) Турбьерна Ягланда примет президент России Дмитрий Медведев. Гость прибыл с визитом в российскую столицу 21 декабря с надеждой на то, что до своего отъезда, намеченного на сегодня, ему удастся вместе с российскими коллегами «разгрести завалы» в отношениях между Россией и СЕ. Проблемы ратификации Россией 6-го и 14-го протоколов Европейской конвенции по правам человека более всего отягощают отношения Москвы и Страсбурга.
В 1997 году Россия подписала 6-й протокол, отменяющий смертную казнь, но до сих пор не считает возможным его ратифицировать. В качестве объяснения Совету Европы была предъявлена формулировка Конституционного суда России о том, что в нашей стране идет «направленный на отмену смертной казни необратимый процесс». 1 января 2010 года истекает мораторий на применение высшей меры наказания. Но Конституционный суд России постановил, что смертная казнь и после этой даты применяться не будет. Ягланд, приветствуя такое решение, все же хотел бы, чтобы Россия окончательно отменила смертную казнь, ратифицировав 6-й протокол.
Более радужно выглядят перспективы ратификации 14-го протокола, в котором изложены принципы реформы Европейского суда по правам человека. Наша страна, единственная не ратифицировавшая этот документ, настаивает на том, чтобы одним из трех судей в Европейском суде при рассмотрении российских дел был представитель России. Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил вчера об «определенном сдвиге по сближению позиций». Этот сдвиг, по всей вероятности, дал повод Дмитрию Медведеву поручить Госдуме рассмотреть возможность ратификации 14-го протокола. «Если Россия в ближайшее время это сделает, делопроизводство в Страсбурге станет более эффективным», -- сказал Ягланд перед отъездом в Москву.
59-летнего норвежца избрали генсеком СЕ 1 октября. Освоившись в новой должности, он решил, что первой страной, которую следует посетить до конца года, должна стать Россия. Поясняя это решение, сотрудники аппарата СЕ подчеркивали, что отношения с Москвой для г-на Ягланда «приоритетны». Они даже использовали для характеристики выстраивания новых отношений модное слово «перезагрузка».
Необходимость поднять на новый уровень отношения между Советом Европы и Россией, являющейся одной из 47 его членов, назрела давно. Парламентская ассамблея СЕ регулярно критикует Москву по вопросам соблюдения прав человека. Новый генсек СЕ, занимавший в конце 1990-х годов пост премьера Норвегии, хорошо ориентируется в российских реалиях. Он даже как-то заметил: «Ведь я из Норвегии. А она соседствует с Россией, и у нас большой опыт общения с этой страной».
Борис КАЙМАКОВ