Время новостей
     N°237, 23 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.12.2009
Бубен, барабан
В Большом спасут цыганку от повешения
В пятницу в главном театре страны грянет главная его балетная премьера в этом году -- там будут танцевать «Эсмеральду». Худрук Большого Юрий Бурлака воскрешает спектакль, весьма популярный в XIX и начале ХХ века и почти позабытый в Большом в послевоенное время. Это не реконструкция -- на предваряющей премьеру презентации проекта Бурлака настаивал на том, что в точности восстановить старинный спектакль невозможно: «другая амплитуда движения, фактура тканей, освещение». Это попытка воссоздания образа спектакля, столь много значившего для истории балета.

Юрий Бурлака (хореограф-исследователь, хореограф-реставратор, получивший приглашение править Большим балетом после успешной работы вместе с Алексеем Ратманским над «Корсаром») взял лучшее из различных сохранившихся эпизодов балета. От 1844 года, когда Жюль Перро поставил «Эсмеральду» в Лондоне, через версию Мариуса Петипа 1899 года, в которой дебютировала Матильда Кшесинская, -- к ленинградскому спектаклю Агриппины Вагановой (1935 год, сегодняшние постановщики берут из него па-де-де Дианы и Актеона). Для огромной этой работы (четыре акта, что будут идти с двумя антрактами) Бурлака пригласил себе в помощь еще одного знатока старинной хореографии -- петербургского балетмейстера Василия Медведева. Кроме того, в постановочную команду вошли сценограф Алена Пикалова, художник по костюмам Елена Зайцева (они вдохновлялись работами театральных художников XIX века, так что Париж на сцене будет очень ярким и «вещественным») и дирижер Павел Клиничев. С архивными разысканиями хореографу помогал театровед Сергей Конаев.

Не надо бояться того, что под Новый год в Большом сыграют трагедию -- в отличие от романа, балет заканчивается счастливо, цыганка выходит замуж за дворянина, в которого влюблена. (Такой финал был предложен в свое время театру самим Виктором Гюго, и весь XIX век у истории был этот хеппи-энд, лишь в XX веке хореографы в стремлении к социальному правдоподобию и верности литературному первоисточнику стали отправлять бедную девушку на казнь.) Цыганками в Большом, каждой из которых достанутся и лихие танцы с бубном, и лирические объяснения в нежных чувствах, будут Мария Александрова, Наталья Осипова, Нина Капцова и Анастасия Сташкевич. Предполагается, что первые три балерины именно в таком порядке займут три премьерных вечера, четвертая же, видимо, выступит в закрытом для обычной публики спектакле. А сиятельными Фебами, предметами девичьих грез, станут Руслан Скворцов, Александр Волчков, Дмитрий Гуданов и Артем Овчаренко. И лишь одна исполнительница, обреченная на успех, пока неизвестна широкой публике -- живая белая коза, любимица Эсмеральды, с которой балерины всегда появлялись на сцене, уже выращена специально для премьеры, но имя ее еще не сообщается прессе.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец