Президент России Дмитрий Медведев на днях подписал закон с поправками к Налоговому кодексу (НК), дающими экспортерам возможность возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) в заявительном порядке. На последней стадии обсуждения закона в Государственной думе существенно изменены критерии, позволяющие предприятиям воспользоваться упрощенным порядком возмещения НДС. В закон внесены и другие изменения Налогового кодекса, в частности касающиеся взаимодействия экономических контрагентов в рамках формирующегося единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, налоговиков лишили возможности придираться к мелким ошибкам в представленных налогоплательщиками документах.
Уже после
принятия законопроекта Госдумой в первом чтении в него были внесены масштабные дополнения, тщательно регламентирующие действия различных государственных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности при использовании заявительного порядка возмещения НДС. В результате конечный вариант закона увеличился в объемах по сравнению с версией, внесенной в нижнюю палату, более чем втрое. Но при этом стал заметно либеральнее.
Изменения потребовалось внести не только во вторую, но и в первую часть Налогового кодекса. Впрочем, они оказались минимальными. В ст. 31, где оговариваются права налоговых органов, добавлено право взыскивать не только недоимки, пени и штрафы, но и проценты. Взимать проценты налоговикам придется в случае, если после камеральной (без выезда к налогоплательщику) проверки выяснится, что НДС возмещен в заявительном порядке неправомерно.
Как очень позитивные в беседе с корреспондентом "Времени новостей" расценила управляющий партнер группы компаний «Содействие бизнес-проектам» Кира Гин-Барисявичене появившиеся в ходе второго чтения законопроекта поправки в статьи 152 и 160 НК. Эти поправки регламентируют порядок налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу России в страны, с которыми у нас отсутствует таможенный контроль. В рамках строительства таможенного союза к Белоруссии в качестве таковых добавится Казахстан. Устраненный в новой редакции п. 2 ст. 152, в котором объектом налогообложения признавалась «стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию России, включая затраты на их доставку до российской границы», был сформулирован, по мнению г-жи Гин-Барисявичене, некорректно. «Старая редакция скорее касалась определения, что является базой налогообложения, и была аналогична п. 4 ст. 160 НК РФ. При этом объекты налогообложения уже определены в ст. 146 НК -- это операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ», -- обращает внимание юрист.
Устранение п. 3 из ст. 152 привело, по ее мнению, к «общему знаменателю» срок уплаты НДС при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Ранее он регулировался и ст. 152 НК, и п. 5 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой. При этом налогоплательщик должен был помнить, что существует еще и ст. 7 Налогового кодекса, которая устанавливает приоритет международных договоров перед внутренним налоговым законодательством.
«Пункты 2 и 3 только вводили в заблуждение налогоплательщиков, а налоговым органам давали повод для придирок», -- уверена Кира Гин-Барисявичене. Но она опасается, что «их отмена все-таки не избавит налогоплательщиков от судебных споров на тему, что применять при определении налоговой базы: п. 4 ст. 160 или нормы международного договора, если порядок определения налоговой базы в них регламентирован различным образом».
Она приводит пример, когда такие противоречия в марте 2009 года стали предметом рассмотрения в Высшем арбитражном суде РФ. Предприятие из Кемеровской области закупило в Белоруссии карьерные самосвалы «БелАЗ» и определило налоговую базу как сумму стоимости машин и расходов поставщика по доставке товаров железнодорожным транспортом до белорусско-российской границы. Налоговая инспекция после камеральной проверки потребовала учесть и стоимость перевозки товара от границы до конечного пункта в Кемеровской области.
Региональные и окружные арбитражные суды, опираясь на ст. 160 НК, поддержали налогоплательщика. Однако ВАС встал на сторону налоговиков, ссылаясь на российско-белорусский договор. «Таким образом, поправки к ст. 160 НК не разрешили, а скорее усилили имеющиеся противоречия, -- полагает г-жа Гин-Барисявичене. -- Поэтому налогоплательщикам нужно быть готовыми к разбирательствам в судах и при определении налоговой базы использовать практику ВАС».
Кстати, пункты, меняющие порядок налогообложения при перемещении товаров через российскую таможенную границу в страны, с которыми отсутствует таможенный контроль, вступают в силу не ранее чем через месяц со дня официального опубликования нового закона и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость -- то есть с 1 апреля 2010 года.
Упрощена процедура документального подтверждения при освобождении от налогообложения товаров и услуг, предоставленных в виде безвозмездной помощи. Из перечня документов, которые необходимо представить в налоговые органы для подтверждения операции, убраны выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика.
В окончательной редакции нового закона концептуально изменено содержание п. 2 ст. 169 НК, регламентирующего порядок действий налоговых органов при обнаружении мелких ошибок в счетах-фактурах. В новой редакции этот порядок явно либерализован, сделан более практичным и функциональным для налогоплательщика. «Мелкие ошибки в счетах-фактурах больше не являются основанием для отказа налоговиков в принятии к вычету сумм НДС. Теперь важно только то, чтобы допущенные ошибки в счетах-фактурах не препятствовали налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю», -- поясняет Кира Гин-Барисявичене.
Сейчас, по ее словам, налоговики цепляются к таким мелочам, как отсутствие в реквизитах счетов-фактур КПП (идентификационный номер) продавца или покупателя, либо если в отношении покупателя в строке «грузополучатель и его адрес» стоит запись «он же». Из-за мелких ошибок, которые на самом деле не влияют на идентификацию продавца или покупателя, компаниям отказывают в налоговых вычетах. По этой причине в судах гораздо чаще стали рассматриваться дела, в которых оспариваются решения налоговых органов, основанные на придирках к мелким ошибкам в счетах-фактурах.
Существенно изменились критерии определения тех налогоплательщиков, которые могут воспользоваться правом на применение заявительного порядка возмещения НДС. В первоначальной редакции законопроекта к ним предполагали относить, во-первых, компании из категории крупнейших налогоплательщиков; во-вторых, не менее трех лет зарегистрированных налогоплательщиков, амортизируемое имущество которых превышает 500 млн руб., а сумма дохода от реализации -- 5 млрд руб.; а в-третьих, организации, способные предоставить банковскую гарантию возмещения недоимки в случае ее обнаружения при очередной налоговой проверке.
В окончательной редакции закона депутаты учли пожелания, высказанные в официальном отзыве на законопроект правительства РФ. Воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС смогут две категории налогоплательщиков: организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, составляет не менее 10 млрд руб., а также компании, имеющие специальные банковские гарантии.
По просьбе правительства, в законе четко прописаны условия выдачи таких гарантий и порядок их принятия налоговыми органами. Банк, предоставляющий гарантию, должен быть включен в специальный перечень Министерства финансов. Он должен иметь лицензию Центробанка не менее пяти лет, уставный капитал в размере не менее 500 млн руб. и собственные средства -- не менее 1 млрд руб.; к нему не должно быть претензий у ЦБ РФ. Размеры гарантии должны полностью покрывать потенциальные обязательства налогоплательщика, претендующего на заявительный порядок возмещения НДС.
Отказ в возмещении суммы налога, заявленной к возврату в заявительном порядке, должен быть мотивированным: налоговики обязаны указать нарушенные налогоплательщиком нормы. И эта новация также появилась в законопроекте во время его обсуждения в Думе. В новом законе более подробно прописан алгоритм действий налоговых инспекторов, если после камеральной проверки компании, воспользовавшейся заявительным порядком возмещения НДС, выяснится, что у нее есть долги по другим налогам, что НДС возмещен в излишнем объеме или что налогоплательщик вообще не имел права на возмещение НДС. При этом на подлежащие возврату средства за весь срок пользования ими начисляются проценты в размере двукратной ставки рефинансирования Центрального банка.