|
|
N°240, 28 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Была бы публика -- зал найдется
Шоу-бизнес в 2009 году: события, тенденции, проблемы
Концерты
В конце прошлого года многие были уверены, что количество концертов зарубежных звезд из-за кризиса резко сократится. Основания для страхов были: кризис, денег нет ни у спонсоров, ни у конечных потребителей. Однако, несмотря на объективные, казалось бы, причины, концертная деятельность не потеряла ни в количестве, ни в качестве. Как и в прошлые годы, привозят всех артистов, на кого есть хоть какой-то спрос. То ли артисты «упали по деньгам», то ли цены на билеты повысились? Хотя почему «то ли» -- действительно повысились, но скорее из-за инфляции.
Не могу вспомнить ни одной «громкой» отмены концерта. Отменяли только более или менее камерные мероприятия: Джульет Льюис, Guano Apes, The Orb и Roykssop.
Именно в уходящем году в Питере выступила Мадонна (во второй раз, как будто российскую мультивизу получила), а в Москве -- долгожданные любителями «умного» рока Dream Theater, брит-поп-легенда Моррисси, Kean. Привычные a-ha (которые, к слову, заедут-таки еще раз) и после долгого перерыва вновь посетившая нас Уитни Хьюстон собрали полные залы. Наконец, именно в уходящем году у нас прошло «Евровидение», которое не пнул только ленивый. Ну генезис и влияние на умы этого конкурса -- отдельная тема, тем не менее мероприятие собрало публику, которая оказалась готова платить деньги за то, что бесплатно показывают по телевизору. К тому же, что приятно, столь сложное действие прошло без видимых сучков и задоринок и поразило невиданным размахом.
Именно в уходящем году были заявлены два концерта, которые грозят стать событием года следующего. Это, во-первых, Depeche Mode, чья слава у нас непреходяща и не зависит ни от каких внешних и внутренних причин: многих «депешистов» разочаровал последний альбом Sound of the Universe, но билеты метут.
Второе событие совсем уж сенсация: U2 в «Лужниках». Наверное, выражу настроение многих меломанов: концерт значительный. Масштабное шоу рок-группы №1 в мире -- последний значительный рубеж, взятый нашим концертным бизнесом. Такими рубежами в свое время были Rolling Stones, Пол Маккартни и Мадонна. Для полноты картины в этой компании не хватало только ирландского квартета. Группа дорогая, шоу обещается масштабное, количество поклонников коллектива у нас год от года увеличивается (что удивительно). Ажиотаж уже накручивается -- розыгрыши билетов, реклама, баннеры и т.п. Важное событие, да. Хотя, по мне, слушать/смотреть U2 стоило в 87--91-м годах. Самый интересный период был. А теперь что? Если б существовала какая-нибудь передача "MTV: прикольно о политике", Боно был бы там главным редактором и ведущим.
Противопожарная безопасность
Если в прошлом году всех пугали незапланированным исчезновением денег, парой лет раньше -- запретом на алкогольных и сигаретных спонсоров, то к концу этого года главным пугалом стала противопожарная безопасность. После совершенно адской трагедии в пермском клубе «Хромая лошадь» (по отзывам пермяков, заведение с так себе репутацией, но не об этом речь) заговорили о противопожарной кампанейщине. Якобы в ходе этой самой кампании за безопасность позакрывают все клубы, какие только можно. Но, во-первых, пока, к слову, ни одного известного поместительного заведения не закрыли. Во-вторых, развлечения -- это все, конечно, замечательно, в определенном возрасте так вообще смысл жизни, но есть, как ни прискорбно, вещи поважнее. В-третьих, трудно сказать, как закрытие даже большого числа клубов отразится на количестве/качестве концертов. Для проведения концертов главное условие не количество площадок, а деньги на мероприятие. Вот в советское время существовало изобилие ДК и стадионов -- и что, Пол Маккартни приезжал каждый год? Ну да «не в том дело». Так и я о том же. Были бы деньги и публика, а площадка найдется. А вот с безопасностью что-то делать в любом случае пришлось бы рано или поздно: в иных местах нечем дышать и невозможно продраться через толпу к барной стойке. А то, что у нас в стране все решается через «вышестоящие инстанции» или через кампанейщину, так это не шоу-бизнес придумал.
Сетевая самодеятельность и андеграунд
В начале года, несмотря на всеобщие пессимистичные настроения, анонсировались новые проекты. В смысле -- артисты. Видимо, финансирование заряжено было ранее. Прогнозировали, что свежеизготовленный альбом певицы такой-то/группы такой-то станет «событием года» или уже сейчас является как минимум «самым ожидаемым альбомом года». Год закончился -- никто и не вспомнил, кого так жарко расхваливали и обещали. Все кануло в Лету. Позитивные пессимисты (бывают и такие) утверждали, что кризис «очистит» шоу-бизнес от слабых, неинтересных и никому не нужных артистов, в смысле -- проектов. Но кризис, как антибиотики, -- убивает заразу заодно с микрофлорой кишечника. Кажется, прошли те времена, когда продюсеры делали вид, что обнаружили смелого-яркого-талантливого самородка, а публика на корпоративах, презентациях и халявных городских праздниках делала вид, что он ей интересен. Существительное «проект» внезапно обрело нормальный смысл: проект -- он и есть проект. Есть проект, а есть воплощение. Которое может быть блестящим, может -- никаким, а может и вообще не произойти. Понятно, что «артист» и «проект» не синонимы, печально, что только кризис об этом напомнил.
Тем временем как будто ожил андеграунд. Появилось большое количество новых групп, взявшихся из ниоткуда. Раскручивают их энтузиасты -- сочувствующие журналисты, промоутеры и прочие. Самородки играют разную музыку, электропоп в основном. Сошлось: развитие компьютерных программ плюс возвращение моды на 80-е в рамках заметного в поп-музыке 20-летнего цикла. Не только у нас, кстати, на Западе это тоже явно год такого неодиско или неоэлектро, не знаю как назвать: La Roux, Little Boots, Gossip появились вроде не вчера и не позавчера, но почему-то актуализировались в этом году.
Петр Налич едва ли не единственный нормальный артист, обретший настоящую известность благодаря Интернету. В основном Сеть исправно выплевывает фриков-однодневок. Вообще, по-моему, Интернет -- это не склад талантов, а кладбище талантов, но это отдельная тема. В любом случае уже давно ощущается, что одной только сетевой раскрутки недостаточно даже для привлечения публики на концерты. Нужны афиши и нормальный промоушн; не только в Москве, которая, понятно, перекормлена, но даже в провинции.
Рекорд-бизнес
Вся информация о ситуации в рекорд-бизнесе напоминает тургеневский анекдот про лекаря, который спрашивал про больного, икал ли тот перед смертью. «Икали-с». -- «И много икал?» -- «Много». -- «А, ну это хорошо», -- да и верть назад. Ха-ха-ха!
Наши рекорд-компании ищут работы любых артистов, которые хоть каким-то тиражом можно продать. Артисты не тратят сил на поиски рекорд-лейбла: есть материал -- издают сами. Нет -- не издают. Есть, но мало -- выкладывают в Сеть бесплатно. Хотя спецы из рекорд-компаний утверждают, что стали зарабатывать на мобильном контенте и легальных загрузках и что этот источник дохода скоро забьет похлестче нефтяной скважины.
На Западе тоже не много бестселлеров. Из новичков коммерческий феномен -- Леди Гага (опять же к вопросу о моде на 80-е). Из старичков неожиданно хорошо пошло переиздание каталога The Beatles: бокс-сет со всеми альбомами квартета в сентябре оказался в первых десятках европейских хит-парадов. Можно, конечно, воскликнуть, что-де «The Beatles живее всех живых», но хочется, чтобы живыми были все-таки живые. И без сравнительных степеней.
А вообще в следующем году заканчивается первое десятилетие XXI века. А во второе десятилетие века в искусстве всегда возникает что-нибудь интересное. Творцы оглядываются по сторонам и говорят: «Живем-то уже давно в девятнадцатом/двадцатом/двадцать первом веке! Надо что-то делать! Надо соответствовать!» Обычно делают и соответствуют.
Александр БЕЛЯЕВ