Комиссия, созданная Федеральным агентством морского и речного транспорта РФ для определения причин, приведших в Сочи к гибели четырех человек, серьезным разрушениям строящихся гидротехнических сооружений олимпийского грузового порта и потере множества строительной техники, обнародовала свои предварительные заключения. Главный вывод -- во всем виновата стихия, но не люди. С таким выводом не соглашаются специалисты сочинских предприятий берегозащиты и депутаты Государственной думы РФ, которые намерены создать парламентскую комиссию для расследования этого ЧП.
Как полагают члены комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, катастрофа, происшедшая 14 декабря на участке побережья Нижнеимеретинской низменности близ устья реки Мзымты, стала следствием, во-первых, аномального шести- или даже семибалльного шторма, разыгравшегося в тот день на Черном море. Такие штормы, по словам руководителя агентства Александра Давыденко, случаются у побережья Сочи крайне редко, не чаще чем раз в 20 лет. И, видимо, никто не рассчитывал, что шторм такой силы произойдет в период строительства порта.
Во-вторых, считают члены комиссии, гидротехнические сооружения строящегося порта не выдержали атак стихии, потому что не были достроены. Хотя после сдачи в эксплуатацию они должны были противостоять и более высоким волнам -- свыше 12 метров, в то время как 14 декабря волны достигали высоты порядка 10 метров (по данным Министерства транспорта РФ, на период строительства конструкции порта рассчитывались на противодействие волнам высотой до 7,5 метра).
И в-третьих, говорят члены комиссии, строители порта не были вовремя предупреждены о надвигающемся шторме.
Как сообщил г-н Давыденко, сейчас идет детальное инженерное обследование поврежденных сооружений, после чего специалисты смогут назвать предварительную сумму ущерба. В Минтрансе полагают, что она может уложиться в 500 млн руб. Но некоторые источники, ссылаясь на оценки независимых экспертов и данные компаний, задействованных в строительстве грузового порта в устье Мзымты, утверждают, что ущерб, нанесенный стихией этому важнейшему объекту транспортной инфраструктуры, которая создается в Сочи для подготовки города к зимним Олимпийским играм 2014 года, превысит 60 млн долларов.
Кроме г-на Давыденко в Сочи для расследования ЧП в строящемся порту прибыли заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский и генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Игорь Русу. В порту начали работать сотрудники ФСБ, МВД и Генеральной прокуратуры России.
В конце прошлой недели сочинские СМИ сообщили, что в одной из больниц города скончался оператор крана, который во время шторма находился на молу строящегося порта и был смыт в море. Волны бросили мужчину на бетон, из-за чего он получил тяжелые травмы. Таким образом, число жертв шторма достигло четырех человек.
Как уже писала газета «Время новостей», 14 декабря сильный шторм серьезно разрушил гидротехнические сооружения нового сочинского грузового порта, строящегося в непосредственной близости от площадок, на которых уже возводятся огромные ледовые дворцы и стадион, необходимые для проведения Олимпиады-2014. Этот порт должен принимать суда со строительными материалами для объектов Олимпиады и тоже считается важнейшим олимпийским объектом. Грузооборот порта -- 5 млн тонн строительных материалов в год. Предполагалось, что первые три из восьми причалов порта начнут принимать грузовые суда уже в конце текущего года, а к концу 2010-го весь порт с соответствующей инфраструктурой будет сдан в эксплуатацию.
Как заверил журналистов руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Александр Давыденко, сейчас все усилия государственных ведомств и частных компаний, принимающих участие в этом строительстве, будут направлены на то, чтобы в январе 2010 года порт все-таки начал разгружать суда. Однако многие эксперты сомневаются в том, что это можно будет сделать. Они считают, что к концу января вряд ли удастся расчистить акваторию порта от сорванной с молов и затонувшей строительной техники, потому что сейчас, зимой, море будет штормить так часто, что водолазы просто не смогут работать. Кстати, в минувшие выходные предположение экспертов подтвердилось -- в Сочи снова очень сильно штормило, и в олимпийском порту волны добивали то, что там начало разрушаться еще 14 декабря.
По оценкам экспертов, основанным на сведениях, предоставленных строительными компаниями, сроки сдачи всего порта в эксплуатацию теперь сдвинутся минимум на полгода. Представитель пресс-службы госкорпорации «Олимпстрой» на днях косвенно подтвердил это предположение, сообщив, что уже рассматривается вариант доставки грузов, которые раньше предполагалось везти в Сочи морем, только «силами и средствами ОАО «РЖД». Для олимпийских строек в 2010 году необходимо будет доставить в Сочи свыше 18 млн тонн грузов.
Строительство порта в устье Мзымты примерно в равных долях по 6 млрд руб. финансируют холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски и государственный бюджет. «Базэл» оплачивает строительство причалов, государство же в лице ФГУП «Росморпорт» -- молов, призванных защищать акваторию порта от штормов. Сейчас уже понятно, что наибольшие потери понесло именно государство, так как разрушенными оказались юго-западный и западный молы. Общая длина практически полностью уничтоженных морем конструкций молов превышает 300 метров. А то, что осталось, повреждено так, что, как сказал журналистам представитель генерального подрядчика ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», «все это теперь проще снести и отстроить заново, чем восстанавливать».
Наибольшую силу шторм, бушевавший в Сочи 14 декабря, набрал в семь часов утра. Именно в это время начали разрушаться конструкции молов. В море буквально посыпалась вся строительная техника, которая находилась на них. Сколько всего различных механизмов оказалось на дне акватории порта, сказать трудно -- эти данные комиссия не обнародовала. Но, например, только один субподрядчик ООО «Сочиморстрой» потерял два гусеничных крана грузоподъемностью 100 и 280 тонн, два вибропогружателя, предназначенных для забивки свай, и дизельную электростанцию мощностью 100 кВт. Под водой оказалась и та техника, которая находилась на берегу, -- самосвалы, тракторы, краны, а также все то, что хранилось на складских площадках, -- сваи и шпунты.
Как выяснилось, погибший в акватории порта водолазный бот «Норд» тоже принадлежал ООО «Сочиморстрой», а пропавшие без вести три члена экипажа судна (41-летний Владимир Рязанов, 61-летний Альберт Аванесов и 48-летний Валерий Смелевский) -- сотрудники «Сочиморстроя». По словам очевидцев, они сначала пытались отвести свой катер от тонущей 400-тонной платформы «Ирбен» (этот уникальный комплекс, применявшийся для забивки свай, тоже был уничтожен штормом, но его экипаж, к счастью, удалось эвакуировать), а затем направили «Норд» к выходу из акватории, чтобы уйти в открытое море. В этот момент на винт водолазного бота намотался трос, сорвавшийся с платформы «Ирбен». Катер остановился, через секунду его развернуло лагом к волне, и он тут же перевернулся кверху килем.
Сочинские спасатели МЧС продолжают искать моряков с «Норда», но до сих пор безрезультатно. Уже ни у кого нет сомнений, что экипаж водолазного бота погиб, а тела моряков, как полагают спасатели, возможно, находятся на дне акватории порта под завалами металлических конструкций. Приступить к обследованию дна водолазы смогут только тогда, когда утихнет волнение и осядет ил.
Все последние дни ЧП в олимпийском порту было темой номер один сочинских газет и выпусков новостей телевизионных компаний. Журналисты приглашали в качестве консультантов специалистов местных предприятий, разрабатывающих меры по защите морских берегов. Никто из них не согласился с выводами комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, посчитавшей, что во всем был виноват аномальный шторм. По их мнению, причина катастрофы в том, что при создании проекта порта (генеральным проектировщиком грузового порта в устье реки Мзымты является ООО «Морстройтехнология») совершенно не были учтены замечания, которые высказывались сочинскими специалистами. А они говорили, что строить порт в устье Мзымты вообще нельзя, потому что там в нескольких сотнях метров от побережья морское дно чуть ли не вертикально обрывается в каньоны, глубина которых достигает 1000 м. То есть на этом участке побережья вообще нет шельфа, который мог бы тормозить штормовые волны и гасить их силу.
Как предрекают сочинские эксперты, новый грузовой порт, если он будет построен, еще не раз испытает на себе силу огромных волн. Потому что даже при среднем шторме в районе устья Мзымты волны вырастают так, как нигде больше. Кстати, по данным Сочинского гидрометцентра, шторм, происшедший у берегов Сочи 14 декабря, был не аномальным, а совершенно средним -- максимум пятибалльным, и такие штормы в этом районе случаются не раз в 20 лет, а раз в два-три года.
В конце минувшей недели стало известно, что комитет по транспорту Госдумы РФ намерен выступить с инициативой парламентского расследования причин катастрофы в строящемся олимпийском грузовом порту и рассматривает вопрос о создании парламентской комиссии по расследованию нарушений, допущенных при этом строительстве.