|
|
N°235, 21 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правовая инфляция
Европейский суд повысит размеры компенсаций за нарушения государствами основных прав своих граждан
С 1 января наступающего 2010 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) увеличит суммы компенсаций, выплачиваемых тем, чьи права признаются нарушенными по вине местных властей. Об этом сообщил «Времени новостей» судья от России в ЕСПЧ Анатолий Ковлер. По его словам, значительное увеличение выплат будет производиться только в случаях, когда нарушения тех или иных статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод будут повторяться. Для нашей страны в этом смысле наиболее актуальными остаются три статьи конвенции -- право на жизнь, запрет на применение пыток и бесчеловечного обращения, а также право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 2, 3 и 5).
Сюрпризом для властей государств -- участников конвенции это не стало, так как о предстоящем своем решении ЕСПЧ сообщил уполномоченным стран Совета Европы при суде еще в октябре. А вынесенное ЕСПЧ постановление в конце прошлой недели по делу «Денис Васильев против России», согласно которому заявителю должно быть выплачено 153 тыс. евро за то, что он стал инвалидом по вине милиционеров и врачей, стало первым, в котором Страсбургский суд продемонстрировал, что намерен строже наказывать государства за подобные нарушения прав человека.
Размер компенсаций для граждан государств -- членов Совета Европы по выявленным ЕСПЧ нарушениям различается не только по статьям конвенции, но и по тому, гражданином какой страны является жалобщик. Так, по делам граждан России примерный разброс «стоимости» их попранных прав такой: нарушение права на свободу слова и выражения мнения (касается в основном журналистов и СМИ) -- 1 тыс. евро; незаконный арест, продление сроков содержания под стражей или ненадлежащие условия в тюрьмах и колониях -- от 3 до 5 тыс. евро; смерть, наступившая по вине правоохранительных органов, или их неспособность расследовать данные преступления -- от 70 до 80 тыс. евро. При этом те же самые нарушения, допущенные в отношении граждан других, более благополучных стран (например, Франции, Германии, Великобритании и т.д.), оцениваются ЕСПЧ намного дороже. В этом смысле, как пояснил г-н Ковлер, суд исходит из того, как оценивает уровень жизни в странах СЕ Европейский банк реконструкции и развития. Отсюда и получается, что наиболее развитым странам вменяют 100% компенсации, остальным -- 80, 60 и 40% соответственно. Россия в смысле благополучия находится на третьем месте в этой градации, и потому наши граждане получают 60% компенсации, когда ЕСПЧ принимает постановления в их пользу.
Самые большие компенсации согласно сложившейся практике присуждались по так называемым «чеченским делам», по жалобам жителей Чечни, чьи близкие были похищены. Расследования по таким делам если и проводились, то никаких результатов не давали. ЕСПЧ рассмотрел уже не один десяток таких дел, в которых констатировал нарушение права на жизнь со стороны российских властей, и в каждом случае компенсация родственникам погибших определялась в среднем в 80 тыс. евро.
Как сообщил г-н Ковлер, выступая в пятницу с докладом в Российской академии правосудия, в 2009 году ЕСПЧ вынес рекордное количество постановлений по «чеченским делам» -- 62, и еще 100 новых жалоб поступили в суд. Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин в свою очередь сказал, что недавно в СКП была создана «спецгруппа из особо квалифицированных следователей, которая расследует преступления, совершенные против мирных жителей Чечни». Эти следователи, по словам г-на Матюшкина, даже ездили в Ирландию, чтобы перенять опыт у коллег из так называемой «группы исторических расследований», занимающейся делами о преступлениях, совершенных членами Ирландской республиканской армии. Кроме того, уполномоченный заявил, что созданная летом этого года рабочая группа во главе с министром юстиции Александром Коноваловым подготовила законопроект о возмещении вреда пострадавшим во время контртеррористических операций и в терактах (документ находится на межведомственном согласовании).
Г-н Матюшкин также рассказал, что в аппарат правительства России внесен еще один законопроект -- о компенсации за нарушение права на рассмотрение дел в судах в разумные сроки и за неисполнение судебных решений. Особенностью этого закона должно стать введение ответственности в порядке регресса. То есть если ЕСПЧ наказывает рублем государство независимо от того, по вине каких именно чиновников, правоохранительных или судебных органов были нарушены права граждан, то новый закон будет призывать к ответу конкретных чиновников и госслужащих. Этот законопроект, разработанный созданной при президенте России рабочей группой, стал альтернативой тому, который в свое время предлагал Верховный суд.
С этим законом в ЕСПЧ и комитете министров Совета Европы (КМСЕ) связаны большие чаяния, и принятия его в Страсбурге уже заждались. Неисполнение судебных решений и судебная волокита давно признаны одним из основных системных нарушений в России. ЕСПЧ приходилось рассматривать десятки, если не сотни дел по невыплатам пенсий и социальных пособий на основании решений судов. По словам г-на Ковлера, в Страсбурге эти дела получили название «урожайных». Он рассказал, что так продолжалось до января этого года, пока ЕСПЧ не принял постановление по жалобе участника ликвидации последствий аварии в Чернобыле, жителя города Шахты Ростовской области Анатолия Бурдова о невыплате ему льготного пособия по решению суда. При этом в Страсбурге уже рассматривали точно такую же жалобу этого гражданина в 2002 году, и, как заметил г-н Ковлер, «через семь лет все вернулось на круги своя». Дело получило название «Бурдов №2», и оно стало последней каплей, переполнившей чашу терпения страсбургских судей. «Бурдов №2» создал прецедент для всех европейских стран, и мы можем этим гордиться, -- иронично заметил Анатолий Ковлер. -- Вышеуказанное нарушение возникло от несовместимости с Европейской конвенцией, это системное нарушение при неисполнении решений внутренних судов».
Судья Ковлер сообщил, что в январе ЕСПЧ принял решение о приостановлении производства по всем жалобам граждан РФ, связанным с подобными нарушениями, до тех пор, пока наше государство не примет закон, который мог бы решить эту проблему. На это было отпущено полгода, и с учетом даты вступления постановления по делу «Бурдов №2» в силу срок этот истек в начале ноября. А закон так и не появился.
В начале декабря КМСЕ напомнил о себе, выразив сожаление по данному факту. Комитет министров «отметил с озабоченностью, что, несмотря на позитивные изменения судебной практики, широкие слои уязвимых групп населения России по-прежнему в полной мере не располагают эффективным средством правовой защиты против нарушений государством своих обязательств по выплате сумм в соответствии с национальными судебными решениями, в том числе в социальной сфере». Поскольку законопроект уже существует, то в Страсбурге согласились подождать его принятия еще несколько месяцев. Кроме того, до 4 мая 2010 года ЕСПЧ «обязал Россию обеспечить адекватное и достаточное восстановление прав всем заявителям, находящимся в схожей ситуации».
Лишь одно дело по неисполнению судебных решений было рассмотрено в 2009 году в ЕСПЧ, по которому было вынесено постановление 17 декабря. Г-н Ковлер назвал его «новинкой сезона». Это жалоба 65-летней Тамары Кунашко из поселка Лесной Ямало-Ненецкого автономного округа на бездействие судебных приставов. «В данном случае речь идет не о результате, а о средстве его достижения, -- пояснил судья. -- Нам важно, чтобы приставы шевелились». Кроме того, по его словам, вскоре будет принято постановление по делу о бездействии конкурсных управляющих, когда недолжным образом распределяются средства между кредиторами -- «кто-то получает большой кусок пирога, а кто-то дырку от бублика».
Екатерина БУТОРИНА