|
|
N°235, 21 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большой драматический флот
Владимир Путин и Алиса Фрейндлих спустили на воду недостроенный танкер "Кирилл Лавров"
Новый арктический танкер "Кирилл Лавров" спустили в пятницу на воду петербургские корабелы. На этой важной для суеверных судостроителей Адмиралтейских верфей и их детища церемонии присутствовал премьер-министр России Владимир Путин. На самом деле судно еще не готово и требует доводки.
Год назад во время очередного визита г-на Путина в родной город происходила закладка судна. В эту пятницу премьер вспоминал: "Я видел, как у корабелов, которые приняли заказ и начинали работу, горели глаза. Тогда они принимали профессиональный вызов. Это удивительно, что за такой короткий срок был построен такой гигант на самом высоком технологическом уровне".
Это второе судно проекта 70046. Первое, тоже "артистическое", -- "Михаил Ульянов" -- уже сдано заказчику, "Совкомфлоту". Оба они уникальны: длина -- 257 метров, ширина -- 34 метра, осадка -- 15 метров, водоизмещение -- 70 тыс. тонн, скорость -- 16 узлов. Этот проект создан специально для круглогодичной работы в низких широтах в условиях арктических шельфов. Как рассказали в Адмиралтейских верфях, эти танкеры не самые большие, китайцы строят больше -- до 120 тыс. тонн дедвейта. Но "Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров" крайне надежны -- двойной корпус и конструктивная прочность ледового пояса позволяют им ломать торосы толщиной до 120 сантиметров. Правда, пробиваться сквозь них танкеру придется со скоростью 3 узла и уже не носом, а кормой, оконечность которой усилена для ледокольных нагрузок.
В течение года инженерам пришлось решать непростую задачу. Строили танкер сразу на наклонных стапелях, и все расчеты велись с поправками на это. Зато при спуске оставалось только отдать тросы, чтобы судно вошло в воду.
Непосредственно работами командовал начальник 8-го цеха Владимир Наточеев. Благословили танкер настоятель Николо-Богоявленского собора отец Богдан, Владимир Путин и коллега Кирилла Лаврова Алиса Фрейндлих, недавно отметившая свой юбилей.
После того как священник отслужил на борту молебен, Владимир Путин выступил с краткой речью. Начал с известной присказки: "Как судно назовешь, так оно и поплывет". "Я хорошо знал Кирилла Юрьевича. Он был настоящим патриотом, честным и благородным. Корабль с честью будет носить его имя и с честью будет работать с этим именем в Арктике", -- заявил премьер.
Алиса Фрейндлих артистично воскликнула: "Нарекаю тебя "Кирилл Лавров", -- и перекрестилась, подав тем самым своеобразный сигнал к началу церемонии спуска судна на воду. По отмашке откуда-то сверху полетела бутылка шампанского, украсив свежеокрашенный борт пенным пятном, и судно начали спускать на воду. Когда танкер поплыл, оказалось, что под ним не было ни рельсов, ни роликов, только бревна.
Танкер "Михаил Ульянов" уже готов полностью. "Кирилл Лавров" -- пока только на 80%. Сейчас он встал у стапельной стенки верфей, и строители уже на плаву будут доводить до ума интерьеры и оборудование, ведь кроме ультрасовременных дизель-электрических движителей и систем управления судном оно должно стать домом для экипажа из 25 человек -- с теплыми каютами, салонами отдыха, спортзалами, бассейнами, спутниковым телевидением, телефонной связью и доступом в Интернет.
К работе в Арктике танкеры должны приступить в следующем году -- они предназначены для доставки нефти в Мурманск с месторождения "Приразломное", где должна начаться добыча.
После торжественной церемонии Владимир Путин провел совещание "Об обеспечении оборонно-промышленным комплексом нового облика вооруженных сил Российской Федерации современными образцами вооружения и военной техники для Военно-морского флота". На нем присутствовали вице-премьеры Сергей Иванов, Игорь Сечин, министр обороны Анатолий Сердюков и ряд других чиновников правительства, отвечающих за вооружение ВМФ.
Г-н Путин сразу же поставил им в пример "Кирилла Лаврова": "Гражданское судостроение уже производит современные, соответствующие мировым стандартам суда и может решать задачи любой сложности на самом высоком технологическом уровне. Такой же качественный рывок нужно совершить и в военном кораблестроении. Нужна долгосрочная программа развития отрасли -- как минимум на 30 лет".
Но при этом г-н Путин подчеркнул: "Ничего плохого в том, что мы закупаем импортные комплектующие, нет. Но в перспективе российские корабли на сто процентов должны изготавливаться из отечественных материалов и техники".
При подготовке долгосрочной программы развития военного судостроения, по словам премьер-министра, должны быть четко расставлены приоритеты. Рассчитывать надо полный цикл жизни корабля -- от производства до утилизации. И не метаться между проектами, а выбрать оптимальные и переходить на серийное производство. Подробности члены правительства обсуждали в закрытом от прессы режиме.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург