|
|
N°149, 18 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба - народу
Соглашение Кучмы и Путина будет нелегко воплотить в жизнь
«Газовые» договоренности президентов Украины и России, достигнутые в Сочи в понедельник, вряд ли осуществимы, считают в Киеве. Дело застопорится, когда обещанное придется выполнять.
Россия надеется, что в результате «курортного саммита» в ее руках окажутся украинские магистральные газопроводы, ведь Леонид Кучма пообещал допустить российских инвесторов к их приватизации. Здесь Москва скорее всего столкнется с большими проблемами. Украинские законы запрещают приватизировать этот стратегический объект или передавать его в концессию. Закон, конечно, можно и изменить, но в этом случае последнее слово останется за Радой, которую контролируют группы влияния. Захотят ли они выпускать из своих рук трубопровод, при разделе которого жаждут получить свою долю, это еще вопрос. Позиция парламента станет удобным поводом, чтобы заблокировать сделку, если Киев не добьется того, чего хочет.
Украина надеется, что Россия заплатит за трубу живыми деньгами, это стало бы весомым поводом для того, чтобы согласиться на продажу. Однако, по неофициальным данным, просочившимся в Верховную раду, россияне рассчитывают расплатиться ценными бумагами, в которые будут конвертированы долги Украины за будущие поставки газа. Россия предложила Киеву покупать ее газ по 80 долларов, из которых Украина будет платить лишь половину, остальное предложено переоформлять в государственный кредит.
В свою очередь Леонид Кучма согласился на такой вариант расчетов, чтобы получить согласие Москвы на дешевый транзит туркменского газа. Благодаря поставкам последнего (30 млрд кубометров), Украина в принципе может отказаться от поставок российского газа, поскольку за счет собственной добычи (17 млрд кубометров) и российской платы за транзит (30 млрд кубометров) покроет свои потребности (78 млрд кубов). «Если Россия требует оплаты транзита живыми деньгами, Украина не получит того объема туркменского газа, на который рассчитывает. За транзит придется платить этим топливом», -- комментирует ситуацию один из лидеров фракции «Возрождение регионов» Александр Волков. Впрочем, «перекрывать» туркменские поставки Кремлю себе дороже, поскольку Украина в этом случае может вновь заняться несанкционированным отбором экспортного газа.
Путин добился того, чтобы долги за российский газ Украина принимала на себя в качестве государственных. «Если долги коммерческих структур будут оформляться таким образом, это будет предательством интересов государства», -- уверен руховец Евгений Жовтяк. Однако воспользоваться этим преимуществом России не так просто -- за десять лет она так и не смогла принудить Украину отдавать долги имуществом. Москве рано праздновать стратегическую победу еще и потому, что Украина оставила себе лазейку для отказа от приватизации магистральных газопроводов. Пресс-секретарь украинского президента Александр Мартыненко дал понять, что такой шаг возможен лишь в случае, если Россия откажется от строительства «обходных» газовых путей. Последнее маловероятно уже хотя бы потому, что ЕС рассматривает возможность значительного увеличения закупок российского газа, а украинских транзитных мощностей для этого маловато будет.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев