|
|
N°111, 26 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Письмо к съезду
Аслан Масхадов просит «семерку» повлиять на Путина
Накануне встречи лидеров «большой восьмерки» в канадском местечке Кананаскисе лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов написал лидерам G7. В открытом письме содержится призыв помочь возобновить контакты между представителем сепаратистов Ахмедом Закаевым и полпредом президента в Южном округе Виктором Казанцевым. В том же послании Москве предлагается прекратить боевые действия с 15 июля и начать новые переговоры.
Западные лидеры о письме пока не высказались, а вот реакция Кремля на него последовала незамедлительно. Как и следовало ожидать, предложение г-на Масхадова не встретило понимания в федеральном центре, а сам он получил довольно резкую отповедь. Сергей Ястржембский назвал его призыв «уловкой». «Масхадов говорит о необходимости прекратить боевые действия, которых на самом деле в Чечне уже нет, -- сказал помощник президента. -- Как нет и не было российско-чеченского конфликта: Чечня -- неотъемлемая часть России, а чеченцы, как и все россияне, граждане РФ. Есть проблема борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом и бандитизмом в Чечне, она решается и постепенно будет решена». По его словам, никто не мешает г-ну Закаеву выйти на контакт с Виктором Казанцевым на условиях, поставленных президентом России: боевики должны сложить оружие и сдаться без каких-либо предварительных условий. Виктор Казанцев в свою очередь утверждает, что ему «никаких официальных предложений от сепаратистов не поступало».
Учитывая нынешний уровень отношений России со странами Запада, маловероятно, чтобы в Канаде всерьез поднималась тема масхадовского письма. Однако на всякий случай, чтобы пресечь потенциальные поползновения лидеров «семерки» поговорить об этом с Владимиром Путиным, министр обороны Сергей Иванов огласил вчера «сенсационные разоблачения» планов сепаратистов. По его словам, в результате проведенной несколько дней назад операции в горной части Чечни «спецназу удалось ликвидировать ближайшее окружение Масхадова, его штаб» и захватить документы экс-президента Ичкерии. Из них следует, что 25 июня, накануне встречи «восьмерки», боевики во главе с Масхадовым собирались захватить Грозный и заставить Россию подписать «новый Хасавюрт». Демонстрируя пробитые пулями и осколками бумаги с рукописными текстами и схемами, г-н Иванов сказал, что в захвате Грозного должно было участвовать около тысячи боевиков, которые планировали удерживать чеченскую столицу семь дней, а потом с боями отойти на подготовленные базы в южные районы Чечни и Грузию. Сепаратисты якобы даже дали своей акции специальное кодовое название -- «Джихад-2». Также г-н Иванов сообщил, что его бойцы нашли и «так называемую бухгалтерскую книгу Аслана Масхадова, в которой указаны суммы и страны, откуда деньги идут в Чечню боевикам» -- «это миллионы долларов, которые поступают как от террористических организаций, так и от отдельных лиц таких стран, как Катар, Турция, Иордания и Пакистан». Также, сказал Сергей Иванов, среди перехваченных документов «указы Аслана Масхадова об уничтожении тех чеченцев, кто сотрудничает с федеральными органами», «он открывает охоту на сотрудников ФСБ, ГРУ, призывает разоружать чеченскую милицию и убивать «стукачей». На основе всего этого г-н Иванов сразу сделал единственный возможный вывод, «что не может быть никаких переговоров с Асланом Масхадовым», «беседовать с ним будет прокурор».
В самой Чечне представители спецслужб комментировать сенсационное сообщение министра не рискнули, но сказали, что последние дни в Грозном никто отражать нападение боевиков вроде не собирался и жизнь текла своим чередом. По словам оперативников, в принципе данные и документы о том, что сепаратисты собираются нападать на город, за последние полтора года появлялись раз двадцать, и результаты последней операции большой неожиданностью не стали.
Что касается самой операции, описанной г-ном Ивановым, то, по информации из Чечни, она была проведена силами спецназа ГРУ и ФСБ еще неделю назад. После донесений разведки об обнаружении одной из баз боевиков по ней были нанесены мощные артиллерийские и авиационные удары, после чего на место высадились спецназовцы. По одной версии, они вступили в бой и уничтожили несколько сепаратистов, тащивших мешки с документацией, по другой -- бойцы нашли уже трупы. Но в любом случае, по словам оперативников, рядом при прочесывании была найдена пещера, в которой, судя по всему, некоторое время и находился сам Масхадов и где хранились некоторые его документы. Именно их и приводил вчера на пресс-конференции г-н Иванов.
Все изъятые у сепаратистов материалы бойцы передали командующему объединенной группировкой Владимиру Молтенскому, а в его штабе, изучив трофеи, военные доложили главе Минобороны Сергею Иванову, что предотвращен захват чеченской столицы. Причем на основе захваченных карт и схем оперативники за последнюю неделю действительно раскрыли и ликвидировали десятки хорошо оборудованных и замаскированных снайперских «точек» в разных районах Грозного. В целом же военные скептически отнеслись к возможности того, чтобы боевики при нынешнем раскладе сил смогли бы захватить Грозный. Хотя и согласились, что теоретически Масхадов, наверное, еще может собрать тысячу «штыков». В правительстве же Чечни заявили, что, по их мнению, «Масхадов способен воевать только на бумаге, а реальных сил у него просто нет». По данным республиканского МВД, сейчас в Чечне действует несколько десятков разрозненных бандгрупп, которые все чаще ищут контакты с Ахмадом Кадыров, чтобы сдаться и перейти на службу в правоохранительные органы Чечни.
Полпред президента в ЮФО Виктор Казанцев называет заявление бывшего президента Ичкерии «пропагандистским действием», поскольку «Масхадов не в состоянии вообще на что-либо влиять». Между тем сами чеченцы не считают его таким уж беспомощным. «Конечно, Масхадов не контролирует полностью ситуацию в Чечне, но полностью ее не контролирует никто -- ни боевики, ни российские военные», -- сказал газете «Время новостей» председатель координационного совета чеченских культурных обществ и организаций Джабраил Гакаев. Если «благодаря инициативе Масхадова останется жив хоть один человек», то, считает г-н Гакаев, «его надо поддержать». Переговоры, по его мнению, следует продолжать, даже если они «дадут совсем небольшой результат»: необходимо обговорить условия прекращения военных действий, добровольного разоружения, гарантии для трансформации боевиков в мирных жителей. Без гарантий безопасности, уверен г-н Гакаев, «невозможно вытащить из леса ребят, взявших оружие из страха перед боевиками или зачистками, но не замазанных кровью».
По мнению главы чеченского Госсовета Малика Сайдуллаева, «предложения Масхадова вполне здравые и выполнимые». «Переговоры всегда лучше, чем война, -- сказал он вашему корреспонденту. -- Мы должны иметь рычаги для стабилизации обстановки. Но унизительные условия -- руки вверх -- ставить нельзя. Два года никто не сдается, а те несколько человек, кто публично сложил оружие, -- это знакомые Кадырова, он дал им личные гарантии безопасности». По словам г-на Сайдуллаева, «Масхадов не ваххабит, а официально избранный президент», и Москва обязана дать ему шанс остановить боевые действия, даже если не признает его главой Чечни. Категорически против переговоров с Асланом Масхадовым выступил глава Чечни Ахмад Кадыров. «Разговор с ним должен вести прокурор, -- сказал он, -- а предметом разговора может быть только сдача оружия, прекращение минной войны, террора против работников правоохранительных органов и государственных служащих».
Впрочем, большинство чеченцев уверено, что «от писем Масхадова ничего не зависит», поскольку в республике уже давно воюют не за свободу, а за «денежный интерес». «У каждого чиновника, каждого военачальника есть свой интерес в республике, -- сказал газете «Время новостей» источник в Грозном. -- Они заполняют брешь, образовавшуюся между народом и правительством России, они получают деньги на военные действия, проводят зачистки и паспортные проверки, контролируют нефтяной бизнес, и именно от них зависит, сколько еще будет длиться война в Чечне».
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ, Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ