|
|
N°235, 21 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Документ на выброс
Мировые лидеры не договорилось о совместной борьбе с глобальным потеплением
Несмотря на запредельно высокий уровень представительства на Копенгагенской конференции ООН по изменению климата, куда съехались лидеры более чем ста стран, результаты их мозгового штурма оказались более чем скромными. «Копенгагенское соглашение» -- итоговый документ саммита -- содержит лишь указание на то, что повышение температуры в мире должно быть ограничено двумя градусами Цельсия, для чего выбросы парниковых газов необходимо сократить вдвое к 2050 году. Никаких конкретных обязательств для стран в документе нет. Но даже такой сверхскромный вариант был не одобрен, а лишь принят к сведению главами государств.
Теперь основные надежды борцов против глобального потепления связаны с мексиканским городом Канкуном, где пройдет следующая конференция. На ней уже должны быть приняты конкретные обязательства. Также документ предусматривает предоставление развивающимся странам «быстрой помощи» в размере 30 млрд долл. в течение ближайших трех лет, а также 100 млрд долл. в год в период до 2020 года. Эти цифры тоже являются компромиссом. Развивающиеся страны рассчитывали получить гораздо больше.
«Судя по тому, как развиваются дискуссии в этом зале и в узких составах, и в рабочих группах, нам еще предстоит пройти очень большой сложный путь. Но не нужно отчаиваться, потому что человечеству приходилось решать очень сложные вопросы, и человечество научилось давать на них свой гармоничный ответ», -- еще до принятия итогового документа заявил российский президент Дмитрий Медведев, выступая в Копенгагене.
Впрочем, наблюдение за последним днем заседания показало, что на больший результат рассчитывать было попросту невозможно, настолько противоположные взгляды излагали с трибуны поднимавшиеся один за другим лидеры разных стран. Итоговое заседание началось почти с двухчасовым опозданием. То ли главы государств до последней минуты пытались договориться в кулуарах, то ли проспали из-за того, что накануне после королевского приема они до двух часов ночи проводили закрытую встречу.
«Мы несем моральные обязательства по отношению к будущим поколениям. Ни одна нация, богатая или бедная, не может избежать участия в этом процессе», -- эмоционально убеждал собравшихся хозяин саммита, датский премьер-министр Ларс Расмуссен. «Опасность реальна, это не фикция. Изменение климата ведет к непредсказуемым рискам для планеты. Мы прилетели сюда не говорить, а действовать», -- поддержал его президент США Барак Обама.
Лидеры других стран выступали не менее эмоционально, но говорили совсем о другом. «Я победил на президентских выборах 2003 года, обещая каждому бразильцу завтрак, обед и ужин. Для Европы надежды на трехразовое питание в далеком прошлом, но для Африки и Латинской Америки -- это будущее», -- заявил с трибуны бразильский лидер Луис Лулу да Силва и сорвал аплодисменты в зале. «У нас было столетие без экономического роста, и сейчас, когда он есть, мы не хотим возвращаться назад. Мы хотим сохранить планету, но хотим сделать это без жертв», -- добавил он.
Пожалуй, самый неожиданный взгляд на экологические проблемы продемонстрировал президент Колумбии Альваро Урибе. Он долго рассказывал с трибуны о том, как производители кокаина в его стране вырубают девственные леса под поля для наркотиков. Лидер Венесуэлы Уго Чавес привычно воспользовался международной трибуной для обличения империалистической политики США. Он обратил внимание на то, что в отличие от других лидеров Барак Обама после выступления не вернулся в зал, а вышел через заднюю дверь на сцене. «Вот так они пытаются управлять всеми миром -- через заднюю дверь», -- возмутился он, в очередной раз "почувствовав запах серы". После чего вместе со своим другом, президентом Боливии Эво Моралесом он демонстративно покинул заседание, вбив еще один гвоздь в крышку климатического соглашения. Премьер-министр Лесото Пакалите Мосисили озвучил с трибуны явно не только свое, но и других развивающихся стран, согласие на полное финансирование всех мероприятий со стороны постиндустриальных экономик.
Российский президент Дмитрий Медведев обратил внимание на некоторые другие аспекты. Во-первых, при разработке нового соглашения должна быть учтена роль лесов как основных поглотителей парниковых газов, а также предусмотрено обязательство передачи развивающимся странам современных энергоэффективных технологий. Документ должен быть всеобъемлющим и базироваться на принципах справедливости и общей ответственности. При этом ответственность должна дифференцироваться в зависимости от уровня развития страны.
«Российская Федерация готова участвовать в подготовке юридически обязывающего соглашения, готова зафиксировать свои обязательства по эмиссиям, обеспечить и не имеющее аналогов кумулятивное снижение выбросов парниковых газов в объеме более 30 млрд тонн в период с 1990 по 2020 год, что соответствует 25-процентному сокращению выбросов на этот период. Но подчеркну, что заниматься этими вопросами мы будем независимо от того, сможем ли мы даже здесь договориться по всем существенным принципам, независимо от наличия юридически обязывающего соглашения по одной простой причине: нам самим это выгодно, и мы считаем, что именно такой подход должен использоваться и в других странах», -- заявил Дмитрий Медведев.
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун, а эта страна является одним из лидеров борьбы против глобального потепления и изначально была готова взять на себя повышенные обязательства, объявил о намерении возглавить кампанию по выработке юридически обязательного международного договора по мерам противодействия климатическим изменениям.
Оценки принятой на саммите декларации оказались такими же противоположными, как и выступления на нем. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высоко оценил принятые решения. «Многие скажут, что соглашению недостает амбициозности, но, несмотря на это, вы достигли многого», -- заявил он по итогам конференции. Хозяин саммита -- датский премьер-министр Ларс Расмуссен добавил, что в истории не было примеров, «когда бы в одной комнате работали лидеры США, Бразилии, Южной Африки и Индии вместе с главами европейских государств и маленьких островных стран».
В свою очередь председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил: «Это соглашение лучше, чем никакого соглашения, но оно значительно ниже наших амбиций. Это даже не соглашение о необходимости юридически обязывающего соглашения, что нас разочаровывает». По его словам, Евросоюз был лидером конференции, предлагая наивысшую планку, но исход определили те, кто предложил минимальное соглашение.
Перед отлетом из Копенгагена Барак Обама сказал, что «достижение юридически обязывающего соглашения будет очень трудным и займет определенное время». Комментировавшие проект американские дипломаты отмечали, что его «недостаточно, чтобы бороться с угрозой изменения климата, но это первый важный этап». Дмитрий Медведев в свою очередь заявил: «Результаты есть, но они достаточно скромные».
Вера СИТНИНА, Копенгаген