Еще не созданной комиссии при Министерстве энергетики по доступу попутного газа в газпромовскую трубу поставлена задача. Открывая первую платформу по эксплуатационному бурению на российском шельфе Каспия, президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов пожаловался вице-премьеру Игорю Сечину, что компания не сможет поставлять на рынок попутный газ с месторождения имени Юрия Корчагина. «Газпром» предложил нефтяной компании построить 700 км трубопровода до того места, где, по мнению монополиста, каспийский газ может быть принят в систему. При этом, судя по всему, переговоры между ЛУКОЙЛом и «Газпромом» относительно условий приема природного газа с других месторождений компании на Каспии зашли в тупик.
Игорь Сечин сообщил, что «правительство работает над этим вопросом». И оно станет предметом рассмотрения на комиссии при Минэнерго. Напомним, что ее поручил создать Владимир Путин по итогам совещания
по доступу попутного газа в трубу. Это все, что сумели добиться нефтяники при аппаратной поддержке вице-премьера, недовольные поведением монополиста в сфере допуска к ГТС. Правда, пока группа не сформирована, и ее полномочия тоже неясны. Тем не менее г-н Сечин заверил: «С «Газпромом» взаимопонимание достигнуто, несмотря на некоторый конфликт интересов и конкуренцию. В отрасли эту ситуацию все прекрасно понимают, и думаю, что мы найдем решение».
На прошлой неделе компания г-на Алекперова объявила, что откладывает разработку своих газовых ресурсов на более поздние сроки. По словам вице-президента ЛУКОЙЛа Леонида Федуна, к приостановленным проектам относятся месторождения на Каспии, Центрально-Астраханская структура и Ямал. «Скорее всего наша страна столкнется с серьезными проблемами при экспорте газа уже в ближайшее десятилетие. Так как ситуация не определена, было принято решение о переносе части проектов», -- заявил топ-менеджер.
Для Игоря Сечина у ЛУКОЙЛа была другая версия. «При разработке месторождения Корчагина предполагается обратная закачка газа в пласт, потому что «Газпром» дал нам точки подключения, которые отстоят от объекта на расстоянии свыше 700 км в районе Невинномысска, что ложится обременением на проект развития нефтегазовой провинции Северного Каспия», -- сообщил г-н Алекперов. И хотя это месторождение нефтяное, и здесь речь идет только о добыче максимум 1,2 млрд кубометров попутного газа в год, понятно, что ЛУКОЙЛ оказался в инфраструктурном тупике по всем газовым проектам на шельфе.
Очевидно также, что стороны не сошлись в цене и гарантиях отбора газа монополистом. «Мы считаем, что переговорный процесс с «Газпромом» по справедливой цене на газ должен продолжаться. Мы уверены, что газ, который будет добываться на этих месторождениях, будет востребован в южных регионах России», -- считает глава нефтяной компании, тем самым противореча своему заместителю.
ЛУКОЙЛ считался одним из самых лояльных «Газпрому» игроков. Даже несмотря на наличие амбициозной газовой программы -- компания объявляла ранее, что к 2015 году будет добывать в России около 50 млрд кубометров голубого топлива. Нефтяники построили трубопровод от Находкинского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе до газотранспортной системы, отдали его в управление монополисту и договорились об условиях продажи добываемого сырья на входе в трубу. Цена исчислялась по формуле и гарантировала ЛУКОЙЛу хорошую норму доходности. Правда, быстро окупить инвестиции в инфраструктуру (газопровод, напомним, обошелся нефтяникам примерно в 400 млн долл.) можно было, только заполнив его целиком. Проектная мощность трубы -- 25 млрд кубометров в год. Примерно столько ЛУКОЙЛ намеревался добывать к 2012 году на пяти лицензионных участках в Большехетской впадине. Пока введено только Находкинское месторождение, но перспективы вывода его на проектный уровень (10 млрд кубометров) до сих пор туманны -- «Газпром» на 30% сократил отбор газа, мотивируя это кризисом. За девять месяцев ЛУКОЙЛ смог добыть в ЯНАО всего лишь 4,2 млрд кубометров природного газа.
Переговоры по каспийским проектам шли еще тяжелее. Если в формуле цены по закупке ямальского газа у ЛУКОЙЛа «Газпром» согласился учесть экспортную составляющую, то здесь отказался категорически. Монополия могла бы оптимизировать свои потоки за счет появления нового крупного центра добычи на юге страны, но в условиях неопределенности со спросом решила не форсировать события.
Согласно новой стратегии нефтяной компании на территории России она к 2017--2019 году собирается добывать всего 23--24 млрд кубометров газа.