Время новостей
     N°235, 21 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.12.2009
Священнослужащие
В армии начинают работать помощники командиров по работе с верующими
До конца декабря первая группа священнослужителей Русской православной церкви будет назначена на непривычные пока должности -- помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Из отобранных 13 священнослужителей девять поедут служить на российские военные базы за рубежом, четыре человека войдут в состав отделения по работе с верующими военнослужащими в Северо-Кавказском военном округе. Это, по сути дела, дважды служба -- в церквах ведь тоже служат, как и в воинских частях. Таков первый этап благословленного высшей светской властью воцерковления армии.

Многим, думаю, памятен образ православного священника в одном из советских фильмов. Когда к батюшке подходит солдат и говорит, что противник выбросил белый флаг и следовало бы прекратить обстрел, тот ответствует: «Враг хитер и коварен. Огонь!» Эта фраза уже многие годы живет самостоятельно и применяется по самым разным поводам. А вот представить современного священнослужителя в российской армии пока сложно.

В отделе патриотического воспитания и работы с общественными объединениями Главного управления воспитательной работы вооруженных сил поясняют: священнослужители будут находиться в армии в качестве гражданского персонала, подчиняться непосредственно командирам частей, работать по распорядку дня воинской части, а окормлять верующих -- только во внеслужебное время. Священнослужители необязательно будут «заточены» на борьбу с дедовщиной, в их задачи не входит подменять офицеров-воспитателей. Если в части будут представители военного духовенства разных религий, как и всегда прежде в России, протопресвитером станет православный священник.

По плану корпус военных священников будет полностью сформирован в течение следующего года. Всего планируется привлечь 200--250 священников. В ходе второго этапа (с 1 января 2010 года) будут назначены священнослужители РПЦ во всех вооруженных силах до бригады включительно. Появятся духовники, окормляющие военнослужащих других основных конфессий, представленных в России, -- мусульман, буддистов и иудеев. Критерием является процент верующих: в тех частях, где 10% и более военнослужащих, например, мусульмане, введут должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими из числа исламских священнослужителей. Но регулярная подготовка военного духовенства в мусульманской умме пока не идет, поскольку не определено количество необходимых для армии кадров.

Представитель верховного муфтия в Москве Растам Валеев не видит проблемы в том, что на первых порах в армии будет больше православных священников, чем мусульманских. Своим единоверцам он говорит: нет сейчас у вас муллы -- идите к православному батюшке.

Ни буддисты, ни иудеи не имеют централизованной структуры, поэтому РПЦ обязалась помогать им в осуществлении их деятельности в армии. В частности, взяла на себя обеспечение транспортом и связью. «Такая схема принята и Центральным духовным управлением мусульман, и Координационным центром мусульман Северного Кавказа, и главным раввином», -- утверждает представитель Московского патриархата.

Напомним: ввести институт военных священников предложил президент Дмитрий Медведев после встречи с лидерами основных конфессий России 21 июля 2009 года. Глава государства поручил Министерству обороны возродить институт военного духовенства. Инициатива главы государства, естественно, нашла поддержку у Московского патриархата. «Все мы верим, что этот важный шаг принесет свои благие плоды уже в ближайшем будущем», -- отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. "Деньги, оружие, территории легко потерять, если нет настоящего духа, если не знаешь, ради чего ты должен жить и ради чего можешь отдать свою жизнь. Человеческий дух созидает силу народа", -- таково мнение председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. Многие политики, военные, представители общественных организаций признают, что для российской армии присутствие духовенства так же важно и естественно, как флаг, форма, оружие.

И вот с 1 декабря в вооруженных силах введена должность помощника командира воинской части по работе с верующими военнослужащими. Но введена в соответствии с директивой начальника Генерального штаба -- соответствующего закона пока нет. Поэтому институт военных священников пока будет работать в экспериментальном режиме. И уже на ходу будет отрабатываться механизм взаимодействия армии и церкви на системной основе, чтобы это взаимодействие было регламентировано на законодательном уровне. Необходимо изменить по меньшей мере 40 нормативно-правовых актов, касающихся деятельности армии и флота, обновить общевоинские уставы.

В Министерстве обороны будет создано управление, курирующее военное духовенство, его главой, вероятно, станет православный священник -- как представитель наиболее многочисленной конфессии в стране. Следующий уровень управления -- координационный совет, состоящий из представителей всех традиционных религий. Но самое трудное, единодушны участники процесса, -- создать квалифицированные кадры из числа священнослужителей разных конфессий. РПЦ, например, готовить их будет, в частности, из офицеров, которые достаточно воцерковлены. После следует рукоположение в священный сан и отправка к месту новой службы.

Кроме того, в ряды военного духовенства войдут священники, которые прошли службу в армии. Третий путь -- на базе Рязанского училища, где уже готовят профессиональных сержантов, будет создан факультет для духовенства. Там будут учиться представители основных традиционных религий. В военные священники станут отбирать по состоянию здоровья, интеллектуальному и культурному развитию. Лучших из лучших, как когда-то набирали в погранвойска КГБ, заверяют в Русской православной церкви.

На днях состоялись слушания в Общественной палате, организованные комиссией по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. Комиссия неоднократно выступала с поддержкой инициативы введения в вооруженных силах института священнослужителей. Председатель комиссии Александр Каньшин убежден: «Важно, чтобы солдат был не только хорошо вооружен и обеспечен материальными благами, но и имел определенный духовный базис, искренне был готов рисковать своей жизнью ради отечества».

Поскольку военные священники будут трудиться для личного состава Министерства обороны, жалованье будет выплачиваться из федерального бюджета. Возможно, это будет специальная статья в бюджете военного ведомства, возможно, должность священника войдет в общую раздаточную ведомость финчасти. Протоиерей Дмитрий Смирнов смотрит на проблему оклада армейского священника философски: «Мы идем в армию не за деньги». По словам заместителя министра обороны Николая Панкова, зарплата военных священников будет как у заместителей командира бригады по воспитательной работе, то есть чуть более 20 тыс. руб. в месяц.

Нештатные пока священники уже несколько лет окормляют военных. Часто собираются, чтобы поделиться опытом, даже по родам войск. Например, в городе Энгельсе Саратовской области прошли общие сборы военного духовенства и руководства частей дальней авиации. Собрались 13 священнослужителей из 11 епархий Русской православной церкви. На базе храмов и церквей на территории соединений ракетных войск стратегического назначения отработана технология для введения в войсках института дивизионных благочинных и полковых священников. Военный обозреватель "Времени новостей" лично видел изображение святой великомученицы Варвары, покровительницы ракетных войск, на центральном командном пункте РВСН -- можно сказать, у главной кнопки «ядерного щита» страны.

"Государство без Бога -- каторга, культура без Бога -- Вавилонская башня, а армия без Бога -- ржавое железо", -- говорил известный философ Иван Ильин. Может быть, с появлением в новых бригадах священников (как и введенных недавно представителей Генштаба) и вправду бесполезного «железа» в армии станет меньше.

Церковь на службе армии

Россия -- одна из немногих стран, где пока нет капелланов. Во всех крупных военных державах за исключением Северной Кореи, Китая и России духовенство присутствует. В армии всех стран НАТО священники получают офицерское жалованье. В армии США служат 3 тыс. капелланов, еще почти столько же находится в резерве. В Германии капелланов формально нет, но есть система договоров, которые государство заключает с католической и евангелической церковью на духовное обслуживание военных. В бундесвере сегодня работает свыше 90 военных священников. Государство обеспечивает их заработной платой и социальным пакетом. Они подчиняются при этом только своему епископу (военных епископов не существует), не носят воинских знаков отличия.

До революции в России было 3700 полковых священников и 100 имамов. По данным Министерства обороны РФ, сегодня две трети военнослужащих страны называют себя верующими. Из них 83% -- православные, 8% -- мусульмане и 9% -- последователи других религий. В России сегодня работает в воинских частях в общей сложности около 400 священников. Среди них большинство прошли срочную службу, много офицеров запаса. Около 100 служили в горячих точках и имеют боевые награды. При участии военнослужащих в воинских училищах и частях на сегодняшний день построено 83 православных храма.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Религии в России