|
|
N°234, 18 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президентом Киргизии останется Бакиев
Имя его определит совещание
Президент Киргизии Курманбек Бакиев (на снимке) выступил с инициативой внесения поправок в конституцию страны. Как пояснили в пресс-службе президента, законопроект направлен на «урегулирование полномочий президента, Жогорку кенеша (парламента Киргизии. -- Ред.), структуры и состава правительства с учетом начатых реформ в системе государственного управления».
Как сообщает киргизское информагентство «24.kg», ссылаясь на «юристов аппарата президента страны и парламента», конституционные поправки, предлагаемые г-ном Бакиевым, предусматривают исключение некоторых полномочий главы государства. Среди них назначение государственного секретаря, определение его статуса и полномочий, формирование президентской администрации, совета безопасности страны и формирование президентской гвардии. Это объясняется тем, что «в рамках заявленных реформ в стране» должность госсекретаря, администрация президента и совет безопасности, а также президентская гвардия упраздняются.
Вместо исключаемых своих полномочий президент предлагает парламенту наделить его другими функциями по образованию президентского совещания и других совещательных и координационных органов. В середине октября Курманбек Бакиев кардинально реформировал систему государственного управления Киргизии (см. «Время новостей» от 21 октября). Тогда вместо упомянутых выше упраздненных структур был образован институт президента. В его состав вошли аппарат и секретариат президента, центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ), госсоветник президента по вопросам обороны, безопасности и правопорядка и министр иностранных дел. Спустя несколько дней указом президента главой ЦАРИИ был назначен младший сын президента 32-летний Максим Бакиев (см. «Время новостей» от 30 октября). Эти институциональные и кадровые решения подтвердили предположения нашей газеты о том, что конечной целью является создание механизма преемственности власти в Киргизии от Бакиева-старшего к Бакиеву-младшему.
Судя по инициированным поправкам в основной закон страны, оформление этого механизма перешло в конституционную стадию. Такой вывод следует из предлагаемого изменения ст. 52 конституции, ныне предусматривающей возможность в случае необходимости исполнения полномочий президента спикером парламента. Если тот не может взять на себя эти полномочия, они переходят к премьер-министру. Президент Киргизии предлагает совершенно другую схему. Если он оказывается не в состоянии исполнять свои полномочия, они должны быть переданы лицу, которое будет определяться президентским совещанием простым большинством голосов от общего числа его членов.
Президентские и парламентские юристы указывают, что в состав президентского совещания, положение о котором еще предстоит утвердить главе государства, войдут представители института президента, парламента, правительства и других органов и организаций. Таким образом, возникает явная неопределенность в вопросе преемственности верховной власти в стране в случае, если глава государства оказывается недееспособен или, как иногда случается в истории, объявляется недееспособным. Достаточно вспомнить, что произошло в СССР в августе 1991 года, когда ГКЧП объявил о переходе власти в свои руки, объявив недееспособным якобы заболевшего в своей крымской резиденции Форос президента Михаила Горбачева.
Предлагаемый в Киргизии конституционный механизм, пожалуй, является беспрецедентным в мировой практике, поскольку узаконивается теоретическая возможность передачи власти в стране в форсмажорной ситуации неизвестному ныне лицу, получившему в свои руки сильные рычаги влияния на элиту. В случае Киргизии речь идет о влиянии на членов создаваемого президентского совещания.
Однако в Киргизии президентские инициативы встретили совершенно спокойно, не обнаружив в них никаких признаков подобной опасности. Опрошенные «Временем новостей» киргизские политики ответили, что у них нет никаких сомнений -- лицом, которому в случае необходимости будут переданы президентские полномочия, может стать только Максим Бакиев, и никто иной. В этом уверена, в частности, лидер парламентской фракции оппозиционной Социал-демократической партии, экс-министр иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева.
Известный киргизский политик, бывший премьер-министр Феликс Кулов заметил «ВН», что видит положительные стороны в предлагаемой Бакиевым-старшим схеме передачи президентских полномочий. По мнению нашего собеседника, существующая ныне определенность этой схемы, когда спикер парламента или премьер-министр заранее знают, что могут получить в свои руки полномочия главы государства, может подтолкнуть их к тому, чтобы ускорить этот процесс. А это грозит стране нестабильностью.
Вопрос в том, будет ли реализован предлагаемый процесс передачи власти еще до истечения нынешних полномочий Курманбека Бакиева, избранного в этом году на второй пятилетний президентский срок. Если исходить из того, что конституционные поправки инициировали уже спустя несколько месяцев после президентских выборов, данный сценарий представляется вполне вероятным.
Аркадий ДУБНОВ