|
|
N°234, 18 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Петр Симоненко: Второго Майдана не будет
В президентских выборах на Украине, которые состоятся 17 января 2010 года, будут участвовать 18 зарегистрировавшихся кандидатов. В сентябре в Киеве был создан предвыборный блок левых и левоцентристских сил, в который вошли Компартия Украины (КПУ), «Союз левых сил», Социал-демократическая партия Украины (объединенная) и партия «Справедливость». О перспективах украинской политики лидер КПУ и кандидат в президенты страны от блока левых и левоцентристских сил 57-летний Петр СИМОНЕНКО рассказал в интервью агентству ИНТЕРФАКС для «Времени новостей».
-- Петр Николаевич, каков ваш прогноз итогов президентских выборов на Украине? И какими будут отношения с Россией после них?
-- Если говорить о том, в каких условиях проходит предвыборная кампания, то очевидным становится, что политическая ситуация обостряется, идет борьба между представителями очень крупного капитала. Она финансируется одними и теми же представителями, приобретает характер серьезной борьбы кланов. Мне представляется, что борьба идет не за то, чтобы избрать президента страны и новую Украину. Участие крупного капитала приведет к тому, что будет избран «пахан» для определенного круга лиц.
Все это будет иметь очень серьезные последствия вне зависимости от того, какой из вариантов возобладает: либо националистический, полубандитский сценарий, либо такой, где будут действовать представители крупного капитала. Что касается деятельности правительства Тимошенко (а «помаранчевая команда» сегодня, кто бы ни был там представителем, -- это политические банкроты), то кредиты заимствуются в больших объемах, а падение экономики не дает основания думать, что появятся возможности, чтобы отдавать эти кредиты.
Мы представили альтернативу реализации основных задач. Речь идет о блоке левых и левоцентристских сил. Но по совокупности пока эта кампания разворачивается по сценарию крупного капитала.
Кто из них будет избран? В любом случае они будут болтаться между западными долгами и российским газом. Другого варианта нет. Они все 18 лет были у власти, только меняли друг друга, и с каждым правительством становилось все хуже и хуже. И кто бы сегодня из них ни пришел, они несамостоятельны в своем выборе. Это технические кандидаты.
-- В связи с приближением Нового года стоит ли ожидать новой газовой войны?
-- Украинская сторона ежегодно использует эту проблему как для достижения политических целей, так и в целях бизнеса. Нужен образ врага, и поэтому вина за то, что на Украине замерзают города, перекладывается на московских руководителей.
Чем больше проблем и выше цена, тем больше прибыли у украинских олигархов, которые сидят на газовой трубе. Очевидно, что газовым вопросом у нас занимаются поочередно то президент, то премьер-министр. Это и способствует тому, что у нас усиливается коррупция.
Эту проблему обязательно снова будут использовать для того, чтобы эксплуатировать образ врага. И на этом консолидировать правобережную часть Украины вокруг одного из кандидатов. Я утверждаю, что команда Януковича использует это для того, чтобы Ющенко оказался во втором туре выборов. Естественно, правобережная часть Украины будет консолидирована полностью на антироссийских настроениях.
-- Как ваш блок относится к проблеме голодомора?
-- Наша партия никогда не использовала в понятийном аппарате слово «голодомор». Мы всегда говорили, что это голод, трагедия, причем общая, а не отдельного народа, я имею в виду сейчас украинского. До того как националисты пришли к власти, была согласована позиция в рамках КПСС и были подготовлены и изданы официально все документы, которые использовались потом. Националисты давали уже свою трактовку тем событиям. Это очень опасно.
Наша позиция такова: это историческое событие, которым должны заниматься историки. Сегодня нельзя допускать, чтобы в этой истории делали крайними и виноватыми народ, тем более самостоятельное государство. СБУ превратилась в идеологически-архивное управление. Там занимаются этими материалами и дают необъективные оценки.
В СБУ сейчас готовят документы для подачи в суд. А это ведет к следующему: нет ответчика. Но их это не интересует. Они добиваются того, чтобы законодательно было закреплено: геноцид имел место. Они хотят перевести этот вопрос из политической плоскости в судебную. СБУ готовит материалы, чтобы закрепить факт геноцида в судебном порядке. Европа не признала и не утвердила, что это геноцид. Данный вопрос имеет для нас сегодня огромное значение для дальнейших взаимоотношений с Россией.
-- Как вы считаете, может ли в январе повториться Майдан?
-- На прошлых президентских выборах он был инспирирован. Революции делались в Грузии, у нас и в Киргизии. Это было привнесено из-за рубежа, конгресс США, а также Сорос выделяли средства для «поддержки демократии». Фонды, дающие гранты, тоже сыграли свою роль. Мы тогда создали специальную следственную комиссию по этому поводу.
Но сегодня Майдан не повторится. Те силы, которые говорят о Майдане, не имеют массовой поддержки, которая выведет людей на улицы. Тогда было несколько факторов, включая тенденцию недоверия к Кучме, Украина восстала против того, что происходило, и тут еще исчезновение журналиста Гонгадзе.
-- Есть ли шансы, что Черноморский флот останется в Севастополе после 2017 года?
-- Мы должны учитывать результаты выборов. Если «помаранчевая команда» в результате фальсификации выборов остается у власти, тогда очевидным становится, что будет очень остро поставлен вопрос о выводе Черноморского флота с территории Украины.
Но и не питайте больших иллюзий, что если придет к власти Партия регионов, то по ЧФ будет другая ситуация. Она будет вялотекущая, но будет постоянно присутствовать.
Я считаю, что до 2017 года надо прекратить любые разговоры о том, когда и кто будет выходить. Это надо исключить. Необходимо в полном объеме выполнить имеющиеся договоры.
Есть идея президента России Дмитрия Медведева о новой системе европейской безопасности. Россия и Украина могли бы предложить вместе видение своей роли в Черноморском бассейне, направляя совместные усилия на обеспечение в регионе безопасности в политическом и экономическом плане.
Кроме того, мы говорим, что ЧФ -- это мост, благодаря которому мы ближе друг другу, и его надо использовать, чтобы мы друг другу больше доверяли на длительную перспективу.
У меня нет никаких сомнений, что флот должен оставаться в Севастополе, потому что ясно, кто в противном случае его заменит и будет там базироваться. А это будет означать большие преграды для славян, надо будет снова рубить окно в Европу.
На сегодня Украина -- нестабильный партнер, когда речь идет о ЧФ и безопасности.
-- Каковы, по вашему мнению, перспективы вступления Украины в НАТО?
-- Я считаю, что Украина не должна там быть. И она не будет, если у нас по-настоящему будут реализованы уже принятые решения. Вы знаете, что было решение суда и ЦИК, обязывающее президента издать указ о проведении референдума. Ющенко отказался от этого.
Мы категорически против вступления Украины в НАТО.
-- Вы возглавляете блок левых и левоцентристских партий на Украине. Было бы интересно узнать вашу точку зрения о том, насколько популярна левая идея в вашей стране? Находит ли она поддержку?
-- Идея жива и в принципе находит поддержку. Если говорить о популярности левой идеи, то уже пройден пик падения. Сейчас идет подъем, позитивная динамика. Об этом говорят и политтехнологи.
То, что создан блок, только расширит возможности для поддержания левой идеи. Полагаю, мы способны удержать достигнутые результаты, которые считаю позитивными.
-- Что вы считали бы успехом партии на предстоящих президентских выборах?
-- Я очень осторожно отношусь к тому, чтобы называть какие-то прогнозные цифры. Вместе с тем впервые за много лет ветеранские организации Украины, общая численность которых составляет 12 млн человек, приняли решение поддержать наш блок.
Левые объединяются не только на Украине, но и в Европе. Украина сегодня превратилась в политическое гетто. Это определено как территориальным разделом, так и влиянием греко-католической церкви, где речь идет о расколе православия. Это также связано с возможностями государственной системы фальсификации выборов.
Приведу пример: Ющенко обращается в конституционный суд Украины. КС принимает решение, что сезонно работающие за пределами Украины граждане, а их от 4 до 7 млн человек, могут голосовать независимо от того, состоят они на консульском учете или нет. Это говорит о том, что у Ющенко есть от 4 до 7 млн голосов, которые он будет использовать в зависимости от того, что ему будет нужно.
-- А название вашей партии не отталкивает потенциальных избирателей?
-- Если партия называется коммунистической, то это не означает, что она осуществляет свою деятельность репрессивными методами. Главное -- не название партии, а ее политическая деятельность.
Что в современной политической практике Компартии Украины у вас вызывает смущение? То, что это единственная Компартия на территории бывшего Советского Союза, признавшая ошибки прошлых лет, к которым мы (нынешняя КПУ) не имеем никакого отношения?
Еще в 90-х годах столетия мы признали, что Компартия будет работать в условиях многоукладной экономики. Мы готовы обеспечить политическую стабильность при соблюдении принципов справедливости на основе диктатуры закона.
Что конкретно мы предлагаем? Прежде всего защищать принцип справедливости как основной. А он, на наш взгляд, состоит в том, чтобы человек труда представлял сегодня свои интересы во власти.
Если мы говорим об экономике, то государство должно доминировать в базовых отраслях промышленности. Это государственная собственность. Ту же самую проблему вы решали здесь, в России, когда наводили порядок с использованием собственности и перераспределением возможностей государства. И у Ленина, кстати, о госкапитализме тоже очень много сказано.
А если рассуждать о смене названия, то посмотрите, много ли изменилось к лучшему у тех, кто каждый год меняет партбилеты? Я вам скажу, что ничего не изменилось.
Мы современные коммунисты, современно думающие и оценивающие ситуацию. И предлагающие для будущего Украины нормальный путь развития.
По поводу названия я хотел бы вспомнить наш съезд в 1993 году, когда решался вопрос о восстановлении деятельности партии после незаконного запрета на ее деятельность. Тогда встал вопрос о том, как будет называться партия. Проанализировав этот вопрос со всех точек зрения, мы пришли к выводу, что дело не в названии, а в сути той политики, которую мы предлагаем. Если наша политика современна и способна объединить людей, интересы государства, частного капитала и личности, то почему это должно вызывать сомнения и требования о переименовании. Принимая тогда решение оставить название, мы исходили из того, что несем ответственность за то, что было раньше.
-- Языковая проблема -- что вы можете сказать о государственной политике в этой области, которая в настоящее время проводится на Украине?
-- Наша позиция, как и позиция всех партий, входящих в наш блок, состоит в том, что человек, знающий несколько языков, всегда духовно богаче, чем человек, который ограничен одним языком.
Украина, как в советские времена, так и сейчас, является многонациональной страной. Нельзя не учитывать, что у нас практически до 10 млн граждан -- это русские, которые совершенно обоснованно требуют защиты своих прав.
Мы за то, чтобы в государстве Украина было два государственных языка -- и украинский, и русский.
-- Приходится все чаще слышать о том, что на Украине предпринимаются попытки реанимировать идеи, с которыми в свое время выступали Петлюра, Шухевич и др. При этом с такими идеями выступают даже не историки, а политики. Как вы относитесь к реабилитации этих людей и этих идей?
-- Я не считаю, что персонажи, которых вы назвали, оставили идеи. У них идей не было, а были только преступления. Вспомните того же Петлюру, который продавал Украину то немцам, то французам в Одессе. Рабочие прогнали его из Киева сами, и он бежал, только пятки сверкали.
Шухевич? У нас очень часто поднимают вопрос о том, как отменить указ Ющенко о реабилитации Шухевича, который был офицером абвера.
На ваш вопрос я бы ответил так: на примере жизни предателей, каковыми, безусловно, являются Петлюра, Шухевич и все им подобные, никогда не воспитать новое поколение и не построить будущее.
Поэтому и я лично, и партия, и наш блок однозначно осуждаем все, что имеет отношение к реабилитации предателей.
Беседовали Игорь ПОРШНЕВ, Ольга ГОЛОВАНОВА, Александр ИВАЩЕНКО