|
|
N°110, 25 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Размышления о вреде футбола
Чем отличается спорт от искусства
Кого только ни обвинили в событиях, случившихся летним погожим деньком на Манежной площади и окрест, -- милицию (только себя и бережет), скинхедов (экстремизм не пройдет!), ФСБ (закон об экстремизме протащить хотят), школу и родителей (это кого же мы, граждане, воспитали?). Сакраментальный вопрос «Кто виноват?» отодвинул на второй план незамысловатый, но в данном случае существенный: «Что явилось причиной?» Напомню: причиной явилась футбольная игра. Точнее -- поражение в футбольной игре.
Если бы подобные «кровавые воскресенья» были уделом одной лишь российской шпаны, все еще туда-сюда, но бесчинствующие болельщики не только наш бич. Вы вспомнили про Англию? Вот-вот. А я вспоминаю собственное бакинское детство, когда в дни важных матчей обыватели соседних со стадионом районов запирались от греха подальше в квартирах, а муниципальные власти на следующий день подсчитывали убытки в городской казне. Ах да! Конечно же, эти болельщики -- плохие болельщики. А футбол существует для других -- хороших, моющих руки перед едой, уступающих в трамвае места старушкам и имевших по поведению отметки не ниже четверки. Футбол -- это высокое искусство, в нем есть свои моцарты, рафаэли и мочаловы с качаловыми. И вы мне сейчас с ходу перечислите десяток (нет сотню, нет еще больше) рафинированных интеллектуалов, которые в свободное от своих искусствоведческих, научных или государственных забот время обожают смотреть футбол, но при этом не имеют ни одного привода в милицию и мухи за всю жизнь не обидели. И что? Означает ли это, что последствия, которые могут вызвать спортивные состязания, не имеют никакого отношения к самим состязаниям?
Я вот по долгу службы чуть ли не каждый вечер провожу в театре. Иногда такое увидишь. Но ни разу еще -- после самого неудачного, неталантливого, наконец, просто халтурного спектакля -- толпа бесчинствующих зрителей не подожгла машины участников художественной акции. Не говоря уж о машинах, случайно припаркованных по соседству. Кто бы ни играл на сцене или на рояле -- Рихтер или Пупкин, -- это в принципе не может спровоцировать приступ вандализма. А вот божественная игра Роналдо или Зидана в принципе может. Вы видели когда-нибудь у болельщиков просветленные лица? Я видела искаженные гневом в случае поражения и радостные в случае победы. Просветленных -- никогда.
Этим и отличается спорт от искусства. Последнее взывает к человеческому (иногда даже божественному) в человеке (порой плохо взывает -- глаза бы мои не смотрели, а некоторые матчи, наоборот, смотрю с удовольствием), первое -- к животным инстинктам. Любой, даже самый красивый и честный футбол (или бокс) даже в самом цивилизованном и рафинированном человеке не только будит эстетические переживания (ах, какой красивый гол, какой апперкот, какая потрясающая комбинация!), но еще и провоцирует низменные страсти (давай, давай, сделай их!).
И не надо мне рассказывать, что это позволяет выпустить пар. Сбросить оковы цивилизации. Разрядка, мол, такая. Всем иногда нужна. Последние медицинские исследования доказали, что вопреки расхожим представлениям люди, которые в сложных ситуациях держат себя в руках, то есть не сбрасывают оков цивилизации, дольше живут и гораздо лучше себя чувствуют, чем те, кто периодически выпускает из себя пар. Но главное, подобный подход предполагает, что человек -- всего лишь биологический и социальный механизм. Наличие в этом механизме души как-то выносится за скобки. Если же сделать смелое предположение, что душа у человека все же есть, то для нее переживания болельщика скорее вредны. Потому что естественное человеческое чувство жалости и сострадания к слабому редко посещает человека во время матча. Потому что желать кому-то победы обязательно означает желать кому-то иному поражения. Потому что большую часть населения привлекает в футболе не эстетическая составляющая (то, что роднит его с шахматной задачей, в которой вместо фигур живые люди), а то, что роднит футбол с гладиаторскими боями. Просто потерпевший поражение переживает здесь не реальную, а символическую смерть. Но желать кому-то смерти (пусть даже символической) не самое лучшее состояние души.
И когда мне говорят, что искусство не может вызвать такие сильные эмоции, как футбол, я отвечаю: да не может, потому что оно таких эмоций вообще не вызывает. Ведь пресловутое единение людей на матче -- это не единение в любви, а единение в дружбе против соперников. И смехотворная поэтизация этой дружбы («О спорт, ты -- мир») мне лично кажется глубоко порочной. Делание огромных денег на спекуляции инстинктами -- безнравственным. Перекупка современных гладиаторов за баснословные суммы -- насмешкой над здравым смыслом.
Конечно, высокоорганизованный человек может с низменными инстинктами справиться, но «инфузории-туфельки», коих в любом обществе пруд пруди, зачастую не могут. Так же, как умеющий пить человек может не напиваться, а не умеющий пьянеет от стакана портвейна. И глупо утверждать, что портвейн не имеет никакого отношения к учиненному им потом дебошу. Имеет. И хотя виноделие -- тоже искусство, хотя среди любителей вин и прочих напитков есть свои тонкие ценители, в цивилизованных странах реклама алкоголя (даже самого качественного) все же запрещена. Виноградников не вырубают, сухой закон давно уже не вводят, продавать, покупать и пить алкогольные напитки можно, а рекламировать нет. И никто не руководствуется тут логикой: пусть лучше пьют, а то ширяться будут. Вот и футбол (не только у нас -- повсеместно), по-моему, не стоит рекламировать. В смысле пропагандировать (включаешь телевизор -- и ясно: если есть у нас какая общенациональная беда, так это поражение футбольной сборной на чемпионате).
Пропагандировать надо не спорт, а физическую культуру. Физкультуру, попросту говоря. На это, а не на перекупку друг у друга отдельных граждан, умеющих быстро бегать по полю и ловко бить по мячу, стоит тратить деньги. А большой спорт пусть существует для профессионалов, тонких ценителей и добровольно примыкающих к ним любителей. Надо не создавать вокруг него шумиху, а, наоборот, заглушать ее. Не привлекать в эту сферу огромные денежные потоки, а, наоборот, ограничивать их. Думаю, это пойдет на пользу не только обществу, но и самому спорту. Особенно футболу. Меньше нечисти к нему присоседится.
Марина ДАВЫДОВА