|
|
N°233, 17 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фармацевты пошли на прорыв
Самые важные разработки уходящего года
Несмотря на многомиллионные инвестиции в фармацевтическую науку, настоящие прорывы там случаются редко. Да и то, что обычно называют прорывом, вряд ли может поразить воображение рядового гражданина. Чаще всего это лишь улучшение уже существующих медикаментов. Между тем исследовательские подразделения так называемой большой фармы, университеты, а также небольшие независимые биотехнологические компании работают над средствами борьбы с самыми массовыми недугами, счет жертв которых ежегодно идет на сотни тысяч: онкологическими болезнями, заболеваниями сердца и сосудов, СПИДом, гепатитом В и С, малярией. И в уходящем году в этих областях можно говорить о некоторых достижениях -- создании препаратов, которые позволят продлить жизнь тяжелобольным людям.
В 2009 году западные компании с крупнейшими R&D (research and development) подразделениями были сосредоточены на разработке и внедрении в первую очередь лекарств от самых распространенных форм рака. На ежегодной конференции Американского общества клинической онкологии (ASCO) в Орландо, главной мировой площадке для презентации фармновинок, было объявлено сразу о нескольких достижениях. Так, было объявлено о результатах трех этапов международного исследования ToGA, проводившегося под эгидой Всемирной организации здравоохранения. Ученым удалось доказать, что вещество трастузумаб при добавлении к стандартной химеотерапии позволяет увеличить жизнь пациенток с высокоагрессивным раком молочной железы (один из самых распространенных типов злокачественных новообразований, регистрируемых в европейских странах и Северной Америке) и больных высокоагрессивным раком желудка в среднем на три месяца. При этом исследователи отмечают, что это серьезный прорыв, так как эти распространенные виды рака характеризуется неблагоприятным прогнозом, и при применении современных средств терапии средняя продолжительность жизни пациентов после постановки диагноза составляет около десяти месяцев. Во всем мире среди причин смерти, связанных с онкологическими заболеваниями, рак желудка стоит на втором месте. Ежегодно на планете диагностируется более 1 млн новых случаев этого заболевания. Ранняя диагностика затруднена, что связано с бессимптомным течением этой формы рака на ранних стадиях. В большей степени это проблема азиатских стран, там диагноз рак желудка ставят значительно чаще, чем в Европе.
В России же отмечается большое количество смертей от сердечно-сосудистых заболеваний (57%, или более 1,3 млн в год).
Повлиять на этот показатель, конечно, можно только с помощью целого комплекса мер, от ранней диагностики и доступности высокотехнологичной помощи до современных лекарств. В минувшем году было заявлено о том, что у разработчиков препаратов на подходе есть несколько перспективных молекул, готовых стать новыми лекарствами от инфаркта миокарда, наиболее распространенного заболевания сердца в мире. В России, по данным на 2007 год, число пациентов, госпитализированных с этим заболеванием в острой форме, было зарегистрировано 254 441 человек, при этом 15,9% погибли.
Потребность в препаратах, предотвращающих гибель от инфаркта в первые часы, очень велика, поэтому исследований в данной области ведется множество. Можно сказать, что с заметным опережением в данной области работает исследовательское подразделение одного из пяти крупнейших мировых фармацевтических гигантов шведско-британской Astra Zeneca. В 2009 году оно завершило третью клиническую стадию испытаний препарата тикагрелор для лечения острого коронарного синдрома. Исследование, в котором участвовало 18 624 пациентов из 43 стран, показало, что препарат приводит к снижению риска возникновения тромбов. Именно процесс тромбообразования и приводит в конечном итоге к гибели пациентов. Стоит отметить, что столь масштабных исследований еще не было, это по силам лишь нескольким фармацевтическим компаниям в мире. Astra Zeneca потратила за этот год 5 млрд долл. на разработку принципиально новых препаратов, что, как надеются разработчики, окупится за счет инновационного лекарства.
Разработка новых препаратов требует огромных вложений, которые могут окупиться не ранее чем через 20 лет. Разработка и внедрение одного инновационного лекарства сейчас стоит от 700 млн долл. Поэтому все страны, располагающие собственной фармацевтической индустрией, стремятся локализировать не только производство медикаментов, но и научные изыскания. Российское правительство, заявившее о необходимости ориентироваться на инновационный путь развития фармы, стоит на тех же позициях. Первым таким проектом, который был представлен Министерством промышленности и торговли инновационным как раз в этом году, стало подписание лицензионного соглашения между швейцарской компанией Roche и ООО «Вириом», входящее в группу компаний Центра высоких технологий «Химрар». Заявленная цель сотрудничества -- разработка инновационного лекарства от СПИДа с последующим правом его продажи на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана. По условиям соглашения, Roche передает «Вириому» потенциальные лекарственные вещества, прошедшие доклинические испытания и относящиеся к новой группе ненуклеозидных ингибиторов обратной транскриптазы (ННИОТ). Также швейцарцы обязались оказать поддержку в проведении научных исследований в области ВИЧ и вошли в совет директоров компании «Вириом». Российская сторона будет проводить дальнейшие исследования и разработку самого инновационного препарата в России. В том числе доклинические исследования и клинические испытания, старт которых запланирован на начало 2010 года. «Данное сотрудничество обеспечит доступ к дифференцированным лекарствам для ВИЧ-пациентов в странах с широкой распространенностью данного заболевания. Эта совершенно новая для России форма партнерства осуществляется в рамках программы правительства РФ «Фарма-2020», направленной на ускоренное инновационное развитие фармацевтической промышленности в России», -- сообщил «Времени новостей» глава представительства Roche в России Милош Петрович.
Всего в разработке у крупнейших фармкомпаний на данный момент находится несколько сот веществ, которые показали себя достаточно эффективными и безопасными, чтобы приступить к их клиническим испытаниям. Но, учитывая длительность этого многоэтапного процесса, стать лекарствами на аптечных полках они смогут не раньше чем через лет пять.
Галина ПАПЕРНАЯ