|
|
N°234, 18 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без будущего и прошлого
Генплан развития Москвы до 2025 года этим летом был предложен для ознакомления горожанам и, несмотря на их практически единодушный протест, через неделю будет рассмотрен депутатами Московской городской думы. Если он будет принят, со знакомой Москвой можно будет попрощаться. На следующие пятнадцать лет растянутся похороны столицы России.
Бодрый рапорт Москомархитектуры, в котором сказано, что 75% москвичей одобрили генплан, противоречит авторитетным данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. ВЦИОМ установил, что с проектом генплана ознакомились только 17% жителей столицы, из них только 1% (один!) участвовал в его обсуждении. 42% москвичей вовсе не слышали о существовании нового плана. Удивительна гордость, с которой префект Центрального административного округа сообщает, что десять выставок по материалам генплана в центре посетили 4447 человек. Население округа -- семьсот тысяч. Четыре с половиной тысячи -- даже меньше одного процента...
Генплан-2025 лишает Москву не только будущего, но и прошлого. По практике последних лет известно, что строить в Москве можно только если что-нибудь снести. В порядке неуемного «развития» приходится ломать то, что построили другие. Варварская ненависть к памятникам, домам, построенным до 1913 года, скверам, открытым перспективам, весьма характерная для последних лет, генпланом возводится в ранг закона. Историческая и функциональная ценность обреченного на слом планировщиками не учитывается. Белокаменные палаты и Третьяковская галерея приравниваются к панельной пятиэтажке, их фундаменты будут похоронены под торговыми или бизнес-центрами. В лучшем случае любители старины вскроют фрагмент кладки XVII или ХХ века, как на станции «Китай-город», в стене подземной парковки. А что делать? Свободной земли в городе больше нет.
Проект «музейного городка» Нормана Фостера предполагает не только перестройку Волхонки и прокладывание какой-то «средневековой улицы», но и обширные подземные пространства, так любимые московскими властями. Ради этих подземелий, которые по площади окажутся больше наземной части музея, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина предложила подготовить поправки в 73-й федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Объект культурного наследия -- это усадьба Вяземских.
Планы читать нужно уметь. Непросто разобраться в штриховке различных «зон» схемы генерального плана даже тем, кто прожил в Москве всю жизнь. Но если покопаться, всплывают неявно заложенные в генплан страшные детали. Вот, например, проект реконструкции Пушкинской площади, категорически отвергнутый экспертно-консультативным общественным советом при главном архитекторе Москвы. Замороженный в результате активных протестов москвичей, он всплыл вновь в измененном виде. Представитель заказчика утверждает, что инвестиционный проект получил положительные отзывы от жителей в процессе обсуждения генплана. Новый проект сам по себе никогда не демонстрировался общественности, однако и ошибки тут нет: все то, что намечено вырыть и сломать, летом было показано людям в виде штриховки. Включая укорачивание бульвара.
Старейшее в городе трамвайное депо на Шаболовке постройки инженера Шухова москвичи отстояли от сноса пять лет назад. В этом году депо имени Апакова исполняется сто лет -- вековой рубеж оно может не перейти. В генплане не указано прямо, что депо будет снесено. Оно всего лишь отнесено к «зоне реорганизации» с разрешенной высотностью до 75 метров. Это не просто означает, что Москва приобретет типовой высотный дом вместо памятника архитектуры и части городской истории. Это означает, что трамваи южных маршрутов переполнят Октябрьское депо на Таганке, движение будет затруднено, а впоследствии, очень вероятно, заморожено. Напомним, что трамваи А, 3 и 39 доходят до Чистых прудов.
Распоряжение 1796-р, которое председатель правительства подписал 28 ноября, не говорит прямо о том, что Дом художника будет снесен. Оно всего лишь переводит площади, занимаемые Третьяковкой, из федеральной в московскую собственность и тем самым подчиняет их генплану. А на плане, который будут обсуждать в Московской думе 23 декабря, территория здания и Парка скульптур размечена «реорганизационной» штриховкой, в то время как на слушаниях в августе она была «зоной стабилизации». И предельная площадь застройки этого участка теперь составляет 540 тыс. кв. м --ровно в десять раз больше суммарной площади ЦДХ и ГТГ (54 тыс.). Такую махину рядом с существующим зданием не поставишь...
Зато на Пушкинской площади вместо предполагавшегося ранее торгового центра могут восстановить Страстной монастырь. Дело полезное, душеспасительное. Но этим не откупиться. Того, что разрушили большевики, не вернет реконструкция Лужкова. Муляжи Святой Руси вряд ли послужат укреплению культурного туризма, которым всегда славилась Москва. Уничтожение Красных и Белых палат, Хитровки, Садовнической, Кадашей, Усачевки (список длинен) приведет к тому, что город останется без истории.
С лета общегородское движение «Московский совет» ведет кампанию против принятия деструктивного генплана. Проходили и акции протеста, мало освещенные в прессе, и встречи с городскими чиновниками. Митинг 6 декабря собрал на Чистых прудах более ста человек. Еженедельно по средам «Московский совет» проводит собрания, на которые могут прийти и приходят все, кому небезразлично поставленное перед угрозой будущее Москвы.
Вчера общественное движение «Архнадзор» провело пикет в Камергерском переулке. Под лозунгом «Остановим эпидемию вандализма» собрались в мороз десятки людей, не желающих жить в руинах истории.
На сайте Общественного совета по культурным центрам проводится голосование по «реорганизации» территории Крымского вала, читай --- сносу Третьяковской галереи и реализации вместо нее девелоперского проекта. Из почти тысячи голосов против варварского уничтожения культурного центра подано 95%.
Движение «Право на город», та самая инициативная группа москвичей, которая в феврале защищала в течение районных общественных слушаний назначенное к сносу здание федерального значения ЦДХ-ГТГ, получила разрешение на митинг 20 декабря в 15.45 у входа в ЦПКиО. Через три дня, 23 декабря, депутаты в Думе будут принимать генеральный план. Прислушаются ли они к голосу жителей?
Арсений ШТЕЙНЕР