|
|
N°232, 16 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Посадочный талон
Обвиняемые в подрыве "Невского экспресса" рассказали о "сказках" следствия
В Новгородском облсуде, где продолжается процесс по делу о подрыве в августе 2007 года пассажирского поезда «Невский экспресс», состоялся допрос подсудимых -- жителей Ингушетии Макшарипа Хидриева и Саламбека Дзахкиева. Оба они категорически заявили, что к преступлению не имели никакого отношения и до ареста вообще не были знакомы. Признания, данные на следствии одним из обвиняемых, он сам объяснил сильнейшим психологическим и физическим давлением, которое на него оказывали следователи.
Пассажирский поезд №166 «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Петербург, был подорван вечером 13 августа 2007 года на территории Новгородской области, неподалеку от станции Малая Вишера. Бомба была заложена на путях неподалеку от моста с тем расчетом, чтобы после взрыва состав рухнул в реку. Однако благодаря высокой скорости (около 200 км/ч) сошедший с рельсов состав по инерции проскочил мост. Жертв в итоге удалось избежать, хотя около 60 человек получили травмы.
В разное время по этому делу задерживалось около десяти человек, но в итоге обвинения были предъявлены лишь Хидриеву и Дзахкиеву. По версии СКП, они помогли доставить в Новгородскую область взрывчатку организатору и исполнителю теракта -- перешедшему на сторону боевиков военнослужащему Павлу Косолапову. Почему следствие решило, что поезд подрывал именно он, так и осталось непонятно. Косолапов был объявлен в розыск за серию терактов начала 2000-х годов, и много лет о нем ничего не было слышно.
Ранее подсудимые отказались давать показания до оглашения всех материалов дела и допроса свидетелей. Но затем защита изменила позицию, и вчера их допрос наконец состоялся. Адвокат г-на Хидриева Мурад Юнусов при этом подчеркнул, что это был первый допрос подсудимых на процессе, и опроверг появлявшиеся ранее в СМИ сообщения о том, будто они признавали вину.
По словам г-на Юнусова, вчера оба подсудимых заявили о своей абсолютной непричастности к подрыву «Невского экспресса», сообщив, что в тот день находились совсем в других местах. Тогда прокурор сообщил, что показания Хидриева не совпадают с теми, которые он дал на предварительном следствии, и попросил огласить протоколы допросов. Из них следовало, что Хидриев признавался в подготовке теракта, давал показания на Дзахкиева и Косолапова и рассказывал, что за подрыв поезда ему обещали 20 тыс. долл., но получил он только 5 тыс. долларов.
В ответ на это Хидриев назвал представленные материалы «сказками», сочиненными следователями, оказывавшими на него давление. «Следствие действовало тогда методом кнута и пряника. В адрес Хидриева звучали угрозы, по его словам, к нему применялось физическое насилие или, напротив, в обмен на нужные показания давались какие-то обещания», -- прокомментировал расхождения в показаниях подзащитного г-н Юнусов.
Кроме того, Хидриев заявил, что до задержания никогда не был в Новгородской области, а с Дзахкиевым впервые увиделся лишь на очной ставке. Комментируя наличие собственной подписи на представленных обвинением протоколах, подсудимый сообщил, что мог подписать что-то, но тогда он не читал документы, которые ему давали следователи.
Г-н Юнусов выразил недоумение позицией прокуроров, которые на предыдущем заседании проигнорировали алиби его подзащитного. Тогда в суд был представлен авиабилет на имя Хидриева, согласно которому 10 августа 2007 года он вылетел из Ингушетии в Москву, хотя, по версии следствия, в это время он уже готовил теракт в Новгородской области. Версия защиты также подтверждалась и результатами детализации телефонных звонков подсудимого. Но в ответ на представленный авиабилет прокурор заявил, что посадочный талон к билету Хидриева не обнаружен. «У нас есть справка от ноября 2007 года, согласно которой, в распоряжении выполнявшей рейс авиакомпании «Центр-Авиа» есть посадочный талон Хидриева, но тогда следствие его почему-то не затребовало», -- возмущался адвокат. Что касается Дзахкиева, то его защита ранее сообщила, что в день подрыва он находился в Самаре и там его видели несколько свидетелей.
Адвокат г-на Хидриева также сообщил, что запланированный вчера допрос нескольких свидетелей защиты не состоялся из-за их неявки. Он заявил, что еще планирует представить суду некоторые материалы, но на следующем заседании, которое состоится 17 декабря, с дополнительными материалами и возможными ходатайствами выступит сторона обвинения.
Анатолий КАРАВАЕВ