Время новостей
     N°233, 17 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.12.2009
Здравствуй, кризис, Новый год!
Россияне прошли пик пессимизма в восприятии экономических трудностей
Россияне смотрят в наступающий 2010 год со сдержанным оптимизмом: по мнению большинства, жить в кризис трудно, но можно, а хуже в ближайшее время не будет. Причем растет число тех, кто считает возможный выход из кризиса следствием своих личных усилий. Есть и такие, кто ожидает, что новый год принесет им перемены к лучшему. Об этом, по мнению генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерия Федорова, свидетельствуют данные проведенного ВЦИОМ инициативного исследования. Опрос проводился 12--13 декабря, опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов, статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Судя по цифрам, оценки россиянами своего материального положения в целом не изменились. Так, «хорошим» его назвали в этом ноябре 12% (год назад -- 13%), «средним» -- 63% (60%), а «плохим» -- 24% (26%). Доля пессимистов, кстати, в феврале этого года достигала 33%, но потом их число стало снижаться. В феврале упало до 58% и число «середнячков», впоследствии увеличившееся.

Зато следующий за февралем март 2009 года стал месяцем самых пессимистических настроений по поводу экономического положения в стране в целом: тогда целых 43% считали его «плохим» и «очень плохим», 46% -- «средним», а «хорошим» -- только 5%, что является абсолютным минимумом за последние несколько лет. Тогда же было зафиксировано рекордное число затруднившихся с оценкой -- 12%. Впрочем, на сегодняшний день показатели выравнялись, хотя все равно отстают от уровня ноября 2008 года. Тогда, на гребне первой волны кризиса, ситуацию оценивали как «плохую» только 28% (сейчас -- 39%), как «среднюю» 56% (48%). Прежним остался только уровень «хорошистов», пренебрежимо мало снизившийся за год с 10 до 9%. Таким образом, кризис заставил россиян быть сдержаннее в своих макроэкономических оценках.

Вместе с тем терпеливые российские граждане сумели приноровиться к новым условиям. Если в марте только 18% считали, что экономическая ситуация для их семей благоприятна, а проблемы всегда можно решить своими силами, то в ноябре таких оптимистов уже 25% -- каждый четвертый. За счет этого доля тех, кто считает, что «жить трудно, но пока еще можно», снизилась с 67 до 61%. Наконец, только 10% сегодня полагают, что «так жить нельзя» -- против 12% в марте 2009 года. Вместе с тем 62% рапортовали социологам о том, что уже привыкли к кризису (в марте -- 53%), а еще 18% -- что собираются к нему адаптироваться в ближайшем будущем (21%). Число тех, кто в отчаянии заявлял, что никогда не сможет привыкнуть к новым реалиям, сократилось с 16% в марте до 13% в ноябре.

Комментируя эти цифры, Валерий Федоров отметил, что «число тех, кто считает кризис катастрофой, стабильно». «Это люди старшего возраста, те, кто не ходит на выборы, а если и ходит, то голосует за КПРФ. У них четкая установка: мы чужие на этом празднике жизни», -- так охарактеризовал гендиректор ВЦИОМ неисправимых пессимистов.

28% поделились с социологами надеждами на то, что в 2010 году их семьи будут жить лучше. Год назад на такие радужные прогнозы отваживались только 20% опрошенных. Ухудшений ждут всего 12%, тогда как год назад затянуть потуже пояса готовились целых 22%. Наконец, 43% реалистов рассчитывают на то, что хотя бы хуже не станет. В конце 2009 года их было несколько меньше -- 39%.

При этом характерно, что, надеясь на лучшее, россияне рассчитывают преимущественно на собственные силы. Кредо 48% респондентов -- «мобилизоваться, стать активнее, собраннее, решать возникающие проблемы». Правда, при этом каждый четвертый (24%) полагает, что делать как раз ничего не надо, ситуация скоро сама изменится к лучшему. А еще 11% считают свое положение настолько безвыходным, что нечего даже зря тратить силы в попытках что-то поменять.

Меньше всего россиян рассчитывают чего-то добиться путем активного протеста и «выхода на улицы» -- "революционеров" сегодня всего 7%. Большинство митинговать не собирается, а действия властей стабильно одобряет, благодаря чему рейтинги основных политических институтов остаются высокими. Однако нельзя не заметить, что дыхание кризиса коснулось и их. Так, рейтинг председателя правительства как института снизился с 80 до 74%, рейтинг президента -- с 74 до 71%. Уровень доверия лично премьеру Владимиру Путину сократился с 59 до 55%, а вот личный рейтинг президента Дмитрия Медведева даже чуть-чуть подрос за год -- с 44 до 45%.

Что касается электорального рейтинга «Единой России», за кризисный год он предсказуемо снизился -- до 52% в ноябре этого года. На пресс-конференции эту цифру сравнивали с данными за январь, когда «медведей» поддерживали 57%. «Есть определенная динамика, но в целом для правящей партии в ситуации, когда ВВП сократился на 8%, падение рейтинга всего на 5% можно расценивать как хороший результат», -- заметил Валерий Федоров. Однако данные за январь -- это цифра, получившаяся уже после первой волны кризиса. А ровно год назад, в ноябре 2008-го, «Единую Россию» поддерживали 61% респондентов, что соответствует годовому падению рейтинга уже не на 5, а на 9%.

Но вот парадокс: кризис кризисом, а расходы на новогодний стол и подарки россияне в нынешнем году сокращать не планируют. Если год назад граждане планировали праздничный бюджет на уровне 5206 руб., то сейчас эта цифра подросла до 5828 целковых. Даже если сделать скидку на официальный уровень инфляции, траты увеличиваются. К сожалению, все эти данные ВЦИОМ не может сравнить с предновогодними настроениями в кризисный 1998 год -- отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», г-н Федоров пояснил, что тогда опросный лист был другим. Зато точно известно, что если в 1998 году послушать новогоднее поздравление президента собирались только 56%, то сейчас уже 73% готовы внимать главе государства за накрытым столом с бокалами в руках. Видимо, уважают.

Наталья РОЖКОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис