Время новостей
     N°233, 17 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.12.2009
Наш продукт
Госдума приняла во втором чтении закон "О торговле"
Государственная дума вчера приняла во втором чтении первый с начала рыночных реформ закон, регламентирующий торговлю продуктами питания. Административные барьеры поставлены на пути развития наиболее современного сегмента продуктового ритейла -- торговых сетей. Сделано это под лозунгами защиты интересов потребителей, малого бизнеса и сельхозпроизводителей. Специалисты предупреждают, что если закон реально заработает, пострадает от этого самая цивилизованная часть торговли.

Первые подобные законопроекты появились несколько лет назад. В итоге один из них дошел в этом году до Думы и был принят в июне в первом чтении. Однако после этого в нижнюю палату парламента поступил правительственный вариант закона «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ». Его обсуждение на заседании правительства сопровождалось эффектным выездом Владимира Путина в ближайший сетевой магазин «Перекресток», где премьер выразил недовольство слишком высокими торговыми наценками на мясо. По пути в Госдуму в законопроект попала антимонопольная статья, которая запретила сетям приобретать новые торговые объекты при достижении 25-процентной доли в продуктовом товарообороте муниципальных районов, городов или субъектов федерации. В сентябре законопроект был принят в первом чтении. Однако правительственный вариант закона показался депутатам слишком либеральным, и они принялись усиленно подгонять его под свой отвергнутый вариант.

Единства по поводу содержания закона и даже самой его необходимости не было и в правительстве. Вариант правительственных поправок ко второму чтению долго утрясали на многочисленных согласительных комиссиях, и поступил он в Думу гораздо позже положенного срока. Но и после этого профильный комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству стал утверждать список рекомендованных к принятию поправок без особой оглядки на мнение правительства. Сроки второго чтения неоднократно переносились. Вмешаться в ситуацию пришлось сначала администрации президента, которая попыталась ограничить законодательный пыл парламентариев, а затем и премьеру Путину. 15 декабря на встрече со спикером верхней палаты Сергеем Мироновым глава правительства заявил: «Если говорить административным языком, есть основания полагать, что закон в таком виде и будет принят».

Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что «в последнее время ничего похожего на бурное обсуждение закона «О торговле» не было». Из относительно недавнего времени он вспомнил закон «О совершенствовании налогового администрирования» (№137-ФЗ), который был принят в 2006 году после более чем годичной борьбы вокруг него лоббистских групп. Кстати, «продавлен» он был через нижнюю палату под самый занавес сессии, только не осенней, а весенней -- в июле. Тогда президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию обвинил налоговое законодательство в излишней репрессивности по отношению к бизнесу. После этого исполнительная власть родила законопроект, который думский комитет счел еще более усложняющим ситуацию для бизнеса.

«Но и тогда, и сейчас основное противостояние, -- считает г-н Макаренко, -- происходило не между исполнительной и законодательной властью, а внутри исполнительной власти. Не президента с премьером, а между различными ведомствами. Госдума играет здесь страдательную роль». Тем не менее политолог уверен, что «обсуждение лучше, чем его отсутствие». «Это еще раз подтвердил печальный пример с увеличением транспортного налога. Обсуждения не было, а потом Думе пришлось дезавуировать собственное состоявшееся решение, -- напоминает г-н Макаренко. -- Пусть лучше Дума занимается спорами, чем механическим штампованием законов».

Вчера во время второго чтения законопроекта в Думе выяснилось, что нет ни одной статьи, в которую не были бы внесены исправления. Даже те положения, смысл которых не изменился, переписаны практически полностью.

Изменилось само определение торговой сети. Ею называется «совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации». Автор поправки депутат Ирина Яровая на вопрос, включает ли это определение магазины, работающие под вывесками сетей по договору с ними, ответила: «Конечно». «Должно быть дано такое определение торговой сети, которое не позволит ритейлерам с помощью высокооплачиваемых юристов уйти из правового регулирования, -- уверена депутат. -- Мы исходили из вполне прозрачного и понятного принципа, что все те, кто сегодня фактически является сетями в реальном, даже человеческом понимании, представляют крупный бизнес».

Ранее источник, близкий к рабочей группе по данному законопроекту, говорил «Времени новостей» о нежелании правительства включать в общее понятие сети магазины, сотрудничающие с ними по договору франчайзинга. «Это прекрасная возможность для работы того самого малого и среднего бизнеса, за развитие которого мы все ратуем», -- заявлял чиновник, обращая внимание, что, заключая договор с крупной сетью, владельцы небольших магазинов берут на себя дополнительные обязательства по качеству, ассортименту товаров и культуре обслуживания.

Знаменитая антимонопольная статья 16, ставшая 14-й, также претерпела некоторое ужесточение по сравнению с вариантом, предложенным правительством. Депутаты запретили сетям, достигшим 25% продовольственного товарооборота в границах муниципальных районов, городских округов или субъектов федерации, не только покупать или строить новые объекты, но и арендовать их. Кроме того, подозрительные сделки, по версии депутатов, могут быть оспорены не только антимонопольными органами, как предлагало правительство, но и «любым заинтересованным лицом».

Доли торговых сетей на местных рынках будут рассчитываться по методике, утвержденной правительством РФ, на уровне субъектов федерации, а также в границах муниципальных районов и городских округов. Опускаться на уровень сельских муниципальных образований борцы с монополизмом пока не намерены. При этом расчет будет вестись, исходя из годовых объемов реализации в денежном выражении только продовольственных товаров. Ограничения, предусмотренные этой статьей, на уровне регионов вступают в силу одновременно со всем законом, а в отношении муниципальных районов и городских округов -- с 1 июля 2010 года. Но сделки, заключенные до вступления закона в силу, оспорить не удастся.

Весьма спорная статья 15 законопроекта, ставящая вне закона все требования сетей о предоставлении им бонусов от поставщиков взамен тех или иных услуг, изменила свою нумерацию и вполне закономерно стала статьей 13. «Бонусы за «доступ к полкам», навязывание услуг по маркетингу и рекламе, требование об эксклюзивности договора, требование о предоставлении информации обо всех договорах с другими торговыми предприятиями, плата за изменение ассортимента товара, занижение цены и т.д. -- все это должно уйти в прошлое», -- утверждает руководитель рабочей группы по подготовке законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко. Причем парламентарии по предложению депутата Ирины Яровой и вице-спикера Совета Федерации Светланы Орловой оставили открытым список запрещенных практик требования с поставщиков различных бонусов. В законопроекте, принятом в первом чтении, перечень был вполне определенным и закрытым, и правительство не предлагало в этом отношении никаких изменений. Новый вариант ставит вне закона все другие практики, имеющие признаки запрещенных.

Правда, сетевикам оставлена возможность компенсировать потери при отказе от бонусной системы. «Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг», -- говорится в законе. Но обязательное включение их в договор поставки товара и даже понуждение к их заключению запрещается.

Единственный бонус, который решено сохранить крупному продуктовому ритейлу, оказался урезан. Правительство согласилось с инициативой депутатов ограничить верхний предел скидки на закупочную цену за объем поставляемой сети продукции в 10%. То есть сетевые торговцы не вправе требовать от поставщиков скидку большего размера за больший объем продаваемой ими продукции. А на отдельные виды социально значимых товаров, список которых утверждается правительством, и эта скидка запрещена.

Депутаты согласились с предложенными правительством сроками оплаты поставленных сетям товаров. За продовольственные товары, срок годности которых не превышает десяти дней, деньги должны быть перечислены поставщикам не позднее десяти рабочих дней после передачи товара и всех необходимых сопровождающих документов. Товары, срок годности которых установлен в пределах 10--30 дней, должны быть оплачены не позднее 30 календарных дней после поставки. Продукты, срок годности которых превышает 30 дней, а также алкогольная продукция должны быть оплачены сетями в срок не более 45 календарных дней. Но депутаты вопреки желанию правительства не стали включать в первую категорию скоропортящихся продуктов мороженое мясо.

Депутат Андрей Голушко при обсуждении законопроекта после первого чтения предложил дать правительству возможность вмешиваться в процесс ценообразования и устанавливать предельные розничные цены на отдельные товары первой необходимости, если в течение 30 календарных дней их стоимость взлетит более чем на 50%. «Государство сможет использовать эту норму там, где произошел взлет цен, спровоцированный недобросовестной практикой, стихийным бедствием или другими форсмажорными обстоятельствами», -- сказал г-н Голушко. Среди списка правительственных поправок ко второму чтению законопроекта такого пассажа не было. Хотя и особых возражений эта идея не вызывала. Представители правительства только попросили убрать из нее упоминание о механизме компенсации предпринимателям возникающих в этой связи потерь. «Создание такого механизма потребовало бы согласования с Минфином, что вызовет затяжку в принятии закона», -- объяснил «Времени новостей» статс-секретарь -- заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов. Однако в принятом депутатами варианте данная поправка не просто осталась, но и существенно ужесточена: правительству дается право вмешиваться в ценообразование, если рост произойдет на 30% и более.

Есть еще ряд новых положений, появившихся в законе после второго чтения. По настоянию правительства в перечень полномочий кабинета министров внесен пункт об утверждении формы торгового реестра. Данные из него будут использоваться для оценки состояния торговли на территории. Но депутаты решили конкретизировать, что в данный реестр должны быть включены субъекты, осуществляющие торговую деятельность и поставки товаров, -- оптовики, но не производители товаров.

Депутаты поддержали предложение правительства исключить из законопроекта статью 10, устанавливающую уведомительный порядок начала осуществления торговой деятельности, и статью 18 о техническом регулировании в торговле.

Депутаты согласились с предложением правительства, чтобы малому и среднему бизнесу принадлежало не менее 60% нестационарных торговых объектов на территории муниципалитета. В принятом в первом чтении варианте закона говорилось о 50%. А многие депутаты требовали увеличить эту долю до 70%.

Введено понятие площади торгового объекта. Под нею будет пониматься только площадь торгового зала и подходы к нему, используемые покупателями. Складские помещения не будут учитываться в общей площади магазинов. Этот показатель важен при оценке обеспеченности территорий торговыми площадями. «Мы хотим, чтобы эффективность работы губернатора оценивалась не только по количеству введенных квадратных метров жилья, но и по наличию торговых площадей, -- объяснял Станислав Наумов. -- Способы обеспечения населения торговыми площадями могут быть самыми разными. Кто-то выполнит норматив путем установки нестационарных объектов, кто-то через приглашение сетей, кто-то за счет развития малого и среднего бизнеса». Непонятно только, как будет учитываться площадь киосков, в которых торговля ведется через окошко.

Важным в законопроекте является запрет на излишнее вмешательство региональных и муниципальных органов власти в торговую деятельность. Они не имеют права влиять на свободное перемещение товаров по территории страны. Такое влияние прежде зачастую осуществлялось под предлогом защиты региональных рынков. Запрещаются различного рода поборы (сборы, взносы, платы) с торгового бизнеса.

«Торговля в нынешнем виде не пострадает, -- уверен Станислав Наумов. -- Пострадает только поставщик, который строил планы расширения производства под развитие своего партнера-продавца. Пострадают и инвесторы, которые хотят войти в эту сферу деятельности. Антимонопольная норма ограничивает прежде всего девелоперов, строителей. Инвестиционных стимулов для строительства новых торговых площадей у них не будет».

Андрей СУСАРОВ