Время новостей
     N°232, 16 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.12.2009
Памяти Исаака Магитона
В Москве 13 декабря скончался кинорежиссер, участник Великой Отечественной войны, заслуженный деятель искусств России и заслуженный работник культуры автономной республики Крым Исаак Семенович Магитон.

Исааку Магитону было 86 лет. Мало кто верил, что это так. Еще летом он летал в Гурзуф на очередной детский кинофестиваль, где по традиции руководил жюри: рассказывал юным киноведам о тонкостях режиссуры и актерского мастерства, обсуждал увиденные фильмы, советовал, спорил, пел песни любимого Утесова. Писал очередную книгу. Строил планы.

Как режиссер он снял всего шесть фильмов: «Фантазеры», «Свистать всех наверх», «Ни слова о футболе», «Весенняя олимпиада, или Начальник хора», «Центровой из поднебесья», «Пять похищенных монахов». Но вовсе не ими (хотя первые две картины настоящие шедевры) славен Магитон. Все лучшие новеллы киножурнала «Фитиль» снял он. В его копилке более 50 сюжетов! Все лучшие истории «Ералаша» тоже его. Исаак Семенович трудился там с самых первых выпусков. Вспомните хотя бы «Серега, выходи!». Лишь когда директором «Ералаша» стал Борис Грачевский, Магитон навсегда распрощался с любимым детищем, для него оказался неприемлемым уровень нового «Ералаша». Несмотря на внешний образ гнома-добряка, Исаак Магитон был на редкость принципиальным человеком.

Он родился в 1923 году в Симферополе. Учиться приехал в Москву, поступил на географический факультет МГУ, откуда его в 1943-м призвали на фронт. Служил в танковой разведке. О войне не рассказывал никогда. Лишь в конце жизни стал вспоминать некоторые зарисовки из военной жизни, причем не подробности боев и сложных операций, а что-то неожиданно возвышенное. Например, как получил задание вытащить с передовой чудом уцелевший танк. Машина оказалась на дне глубокой воронки в вертикальном положении, дулом кверху, вся усыпанная трупами немецких солдат. Магитон стоял у края воронки и обдумывал, как же этот танк оттуда извлечь. Подошел молоденький интеллигентный лейтенант пехоты и прокомментировал картину: «Верещагин. «Апофеоз войны»...» Этой историей Исаак Семенович подчеркивал, что на фронте были не только крики «ура», взрывы и матерная брань. Он мечтал, чтобы наше кино избавилось от этого стереотипа и переоценило то, что пережила страна за годы войны, чтобы на экране отразилась правда тех событий, живые люди.

В Москву Исаак Магитон вернулся только в 1947 году, война продолжалась для него еще два года -- под Львовом и в Румынии. И сразу отправился во ВГИК, прямо в военной форме. Сдал экзамены, но за письменную работу получил тройку, не прошел по конкурсу. Стал работать в институте на кафедре режиссуры. И однажды увидел свою собственную экзаменационную работу с оценкой «хорошо с плюсом». Оказалось, что один из педагогов попросту невзлюбил Магитона и «принял меры». Подобные козни повторялись не раз. В общей сложности Исаак Семенович проучился 15 лет. Параллельно работал вторым режиссером у Донского, Петрова, Кулиджанова, участвовал в создании фильмов «Фома Гордеев», «Леон Гаррос ищет друга», «Когда деревья были большими». Именно Магитон привел в серьезное, большое кино начинающих комиков Юрия Никулина, Олега Борисова и Семена Фараду. А в 1965 году дебютировал как режиссер-постановщик.

С детьми Магитон работал потрясающе. Например, в том же сюжете «Серега, выходи!» он вначале проделал все сам: залез под кровать, поиграл на металлофоне, почеканил мячиком, забросил под потолок тапки, пролез в свитер так, чтобы на голове выросла шапка-ушанка. Он мог бы сняться в роли Сереги и сам, и было бы очень смешно, учитывая внешний вид режиссера -- маленький, кругленький, лысенький, с ногами кавалериста... Дети на съемочной площадке его обожали.

Он мастерски выдумывал финалы. Для сюжета про того же Серегу Магитон переписал концовку так, что парнишка выползал на улицу только летом, а не зимой, когда его позвали. В сюжете «Футбольное обозрение», где пацаны исписали названиями любимых команд все стены и заборы, в финале появлялся узбекский мальчик с плакатом «Пахтакор» -- чемпион!». Говорят, в кинотеатрах Ташкента перед большим кино всегда показывали этот сюжет, и зрители требовали повторить его несколько раз подряд.

Исаак Магитон давно не снимал фильмы, не мог вписаться в конъюнктуру рынка. Каждый год летом он ездил на фестиваль детского кино в «Артек», команда которого затем перебралась в Гурзуф. Осенью ездил на международный фестиваль анимации «Крок», где смотрел мультфильмы, участвовал во всех капустниках, читал художникам главы из написанных и ненаписанных книг. Эти фестивали не давали ему стареть. Но возраст в итоге все равно взял свое...

Похороны Исаака Магитона пройдут 17 декабря на Николо-Архангельском кладбище.

Сергей КАПКОВ