|
|
N°110, 25 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заре навстречу
В Москве открывается летний балетный сезон
Стационарные театры уезжают на гастроли, и в столице появляются бродячие труппы, ожидать художественных свершений от которых так же нелепо, как трезвости от механика пляжного кинотеатра. Пленка рвется, части могут меняться местами -- но все это входит в правила игры: вам доставляют искусство по месту отдыха. В течение сезона такие труппы обретаются в Тунисе или Китае, радуя русским балетом аборигенов, а летом проявляются в Москве. Год назад в этой когорте тружеников сферы обслуживания появилось новое подразделение: Российский национальный театр балета. В минувшую субботу театр дал первый спектакль в столице.
Солист Большого театра Владимир Моисеев (частый Тореадор в «Дон Кихоте», фея Карабос в «Спящей»), ставший худруком РНТБ, не раз организовывал выгодные гастроли своим друзьям и соратникам; а теперь его менеджерский талант отлился в более монументальную форму. Одно название театра чего стоит -- да и выбор спектакля для дебюта неплох.
«Лебединое озеро». Балет М. Питепа (именно так написано в изданной в виде лебединых крыльев программке), Л. Иванова, А. Горского, А. Мессерера в редакции В. Моисеева и Е. Амосова начался с приветствия министра культуры, полного непривычных для Швыдкого трехколенных загибов про духовность. (Сам министр был в Питере -- текст читала какая-то дама.) Далее прозвучала увертюра (театр не беден -- обычно скитальцы работают под фонограмму, а тут свой живой оркестр с дирижером Илмаром Лапиньшем. Впрочем, и не богат -- качество оркестра то еще, во время скрипичного соло во втором акте инструмент скрежетал, а не пел), и наконец открылся занавес.
Одетые в голубенькие платья подруги принца и столь же нежной расцветки друзья старательно танцевали в саду под белой аркадой; развлекал публику вальяжный Шут (Джанибек Усин); властная матушка приказывала принцу на ком-нибудь жениться. Танцы были отредактированы под личные возможности артистов (не можешь свертеть два тура -- сделай, родной, один) и возможности театра в целом: и лебедей, и придворных было меньше, чем полагается. Яростный шепот репетитора «и -- расс!» перекрывал оркестр -- но благодаря этому труженику невидимого фронта кордебалет был необходимо синхронен. Солисты -- Максим Романов и приглашенная из театра «Классический балет под руководством Касаткиной и Василева» Ольга Павлова -- творили спектакль медленно и печально: каждая поза подавалась как личное достижение. Всплеск энергии был замечен в «черном» акте: фуэте Павлова скрутила криво, косо, разухабисто, проехав полсцены и сделав 29 оборотов -- но с победной улыбкой на устах.
Закончился спектакль находкой редакторов: принц и Одетта взялись за руки и в розовом свете торжественно пошли вперед, к зрителям. Лебеди сопровождали их как колонны демонстрантов. В либретто это описывалось так: «Идут навстречу новой жизни». А в предпремьерной декларации новый театр пообещал «вернуть российскому балету мировое лидерство». Как только найдет.
Анна ГОРДЕЕВА