Время новостей
     N°232, 16 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.12.2009
Теневые писаницы
Выставка Алексея Политова и Марины Беловой «Петроглифы» на «Винзаводе»
В Айдан-галерее центра «Винзавод» проходит выставка одного из лучших артдуэтов современной России -- Марины Беловой и Алексея Политова. Называется программа «Петроглифы. 2000 лет до нашей эры». Мастера чудесных спектаклей с игрой теней и на этот раз не обманули ожиданий. На стенах в черно-белой проекции оживают загадочные сцены из наследия культуры бронзового века. Ритуальные танцы, маски, любовные игры, охота... Обозначен круг тем пещерной живописи Казахстана, Монголии, Алтая. Рисунки, ожившие в тенях, датируются вторым тысячелетием до новой эры. Показаны они очень изобретательно: художники смонтировали рамочки с силуэтными фигурками, вырезанными по мотивам известных петроглифов. Поставили их будто на пюпитры, подсветили фонариками. Во всех рамках встроены механизмы, заставляющие отдельные фигурки двигаться: детей -- прыгать, зверей -- скакать. А если изображен любовный акт (одна из самых распространенных тем -- о плодородии и роде), то у лежащих фигурок в рамке двигается сами понимаете что. При этом никакой пошлости нет. Все в рамках заданной темы. Свет от фонариков пропущен сквозь каждую рамку, и на стене выстраивается галерея монументальных теневых картин.

По смыслу сюжет пещерных теней (а ведь многие петроглифы высекались не только на поверхности камней и скал, но и внутри гор -- в пещерах) отсылает в первую очередь к VII главе платоновского «Государства». Там в отношении просвещенности и непросвещенности человеческой природы жители земли сравнивались с узниками, что сидят в пещере и видят лишь тени истинных вещей. Причем, утверждая мудрые тезисы, Платон апеллирует именно к художественной образности. Тени его -- это силуэты людей, несущих мимо пещеры различную утварь, «и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева».

Артистический жест дуэта Политов -- Белова волей-неволей является парафразом идей Платона. Только конкретно на тему истины искусства. Да, мы не видели большинства из великих петроглифов (или, как их еще называют, писаниц) мира. Но можем дознаться об истинной их силе с помощью театра теней, который проецируется из дня сегодняшнего, художниками новейшего времени. И потому глаз с радостным усердием отыскивает в черно-белых пульсациях образы, принципиальные и для искусства современного -- от Матисса до мастеров авангардной анимации. И потому эта экспозиция действительно о прозрении истины искусства человечества, запечатанной некогда в скалах и под сводами пещер. И очень жаль, что этот замечательный мудрый проект не попал в контекст Третьей Московской биеннале, который как раз выстраивался куратором Мартеном по принципу диалога архаической культуры и неомодернизма.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки