|
|
N°232, 16 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Портальный отчет
Государство начинает обслуживать граждан через Интернет
Российская власть пытается предпринять очередную попытку облегчить гражданам получение необходимых бумажек у государства. На следующей неделе Дума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Документ призван регулировать предоставление населению наиболее массовых услуг. Речь идет о получении справок, регистрации актов гражданского состояния, оформлении квартир в собственность -- всего порядка 70 услуг. Особое внимание планируется уделить автоматизации взаимоотношений государства и гражданина: в случае необходимости услуги уже в 2010 году будут предоставляться в электронном виде. Законопроект подготовила группа из шести депутатов-единороссов совместно с экспертами Министерства экономического развития России в соответствии с концепцией административной реформы, утвержденной еще в 2004 году.
Проект закона закладывает параметры единых стандартов предоставления госуслуги. Это «сроки предоставления услуги», «основания для предоставления услуги», «основания для отказа в предоставлении услуги и так далее».
В минувший понедельник профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному развитию рассмотрел законопроект и внес в него поправки. В частности, в тексте появилась глава об универсальной электронной карте, которая должна упростить гражданам доступ к госуслугам и оплату пошлин. Карта будет иметь числовой код. Глава комитета Владимир Плигин, памятуя об историях с «числом зверя», когда верующие протестовали против присвоения им индивидуальных номеров налогоплательщика, заранее предупредил, что карту получать необязательно.
Он напомнил, что в свое время государство отказалось от личного кода в паспортах. Комитет ввел в текст законопроекта положение, согласно которому каждый человек может выбрать, иметь ли дело с этими новыми инструментами. «Государство не будет вправе отказывать в предоставлении услуги, если человек не согласился получить карту», -- подчеркнул г-н Плигин. Однако выдавать такие универсальные карты государство начнет не раньше января 2012 года.
Как отметил Владимир Плигин, законопроект вызвал бурные дискуссии в Думе и в обществе. Оппозиция опасалась, что он якобы устанавливает новую систему оплаты услуг. «На самом деле госпошлины будут взиматься с граждан в порядке, установленном действующим законодательством. Никаких новых форм платежей закон не вводит», -- пообещал г-н Плигин.
Глава комитета отметил, что закон касается большого перечня услуг, они войдут в официальный реестр, который будет размещен на едином портале www.gosuslugi.ru. Этот портал официально открылся вчера. Предполагается, что благодаря порталу россияне смогут получать основные госуслуги через Интернет в режиме «одного окна». «Если с 15 декабря можно будет посмотреть в основном, где и какие услуги предоставляются и какие документы нужны для их получения, то уже с начала следующего года по большинству можно будет распечатать бланки и даже заполнить их на портале», -- рассказал журналистам глава Минкомсвязи России Игорь Щеголев.
По словам министра, в 2010 году россияне смогут получать порядка 300 федеральных услуг на одном интернет-портале: бланки и информацию для получения паспорта, соцпомощи, путевок, пенсий. Портал был создан в рамках реализации обращения президента России Федеральному Собранию. Дмитрий Медведев поставил задачу через два года предоставлять в электронном виде не менее 60 ключевых государственных услуг, включая прием квалификационных экзаменов, выдачу водительских прав, оформление прав собственности. «Внедрение так называемого электронного правительства будет не только удобным для граждан, но и будет способствовать противодействию коррупции», -- сказал в своем обращении к Федеральному Собранию президент. Премьер-министр России Владимир Путин считает, что проект «Электронное правительство», частью которого является создание портала, «призван обеспечить качественно иной уровень предоставления госуслуг, снизить временные и финансовые затраты людей».
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов в свою очередь вчера сделал оптимистическое предположение, что интернет-портал госуслуг «нокаутирует» коррупционеров. «Очень рассчитываю, что открытие единого интернет-портала государственных услуг и справочного call-центра станет нокаутирующим ударом по многочисленным посредникам, которые паразитируют на системе государственных услуг, и по их коррумпированным партнерам из государственных и муниципальных органов», -- сказал г-н Миронов.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА