Время новостей
     N°231, 15 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2009
Первые президенты
Двести десять лет назад скончался первый в истории президент государства -- отец-основатель США Джордж Вашингтон. Президентство Вашингтона стало во многом образцовым для будущих демократических лидеров хотя бы потому, что не каждый способен преодолеть соблазн и на волне народной популярности не превратиться в диктатора. Этого искушения не смог избежать первый европейский президент -- президент Франции Луи Бонапарт.

Отказавшийся стать королем

Родившийся в семье плантатора из Виргинии 22 февраля 1723 года, будущий отец-основатель нового американского государства Джордж Вашингтон и при старом порядке едва ли мог пожаловаться на жизнь. Колонист в четвертом поколении, он уже в 17 лет благодаря семейным связям получил довольно престижное и неплохо оплачиваемое место землемера, и в дальнейшем его карьера развивалась только по нарастающей.

Первые «пять минут славы» Вашингтона случились, когда ему едва исполнилось 20. Молодому человеку поручили от имени английской короны передать важное послание французским колонистам -- миссия, от которой во многом зависели дальнейшие взаимоотношения между Англией и Францией. Рапорты, под которыми стояла подпись Вашингтона, напряженно читали на обоих берегах Атлантики.

Когда война между двумя великими державами все же разгорелась, Вашингтон проявил себя неплохим военачальником -- тогда трудно было представить, что впоследствии полученные воинские навыки он обратит против своей исторической родины.

Наконец, женитьба на богатой вдове Марте Дэндридж окончательно превратила его во влиятельного члена высшего американского общества, и трудно было представить, что могло бы отвратить такого человека от лояльности английской короне.

Однако своими действиями метрополия, в какой-то момент переставшая воспринимать американских колонистов как сограждан и начавшая относиться к ним как к подданным цивилизационно чужой ей Индии, сама выпестовала сепаратизм. В результате не только американские низы, но и верхи не хотели больше жить по-старому.

И Вашингтон не стал исключением. Хотя, к слову, он дольше многих оставался верен Англии. И только окончательно убедившись в бесплодности переговоров, явился на заседание собранного из представителей колоний Континентального конгресса в военной униформе, продемонстрировав тем самым, что готов защищать свои права с оружием в руках.

Когда Вашингтон предложил себя в качестве главнокомандующего американской армии, его кандидатура не вызвала больших возражений. В конгрессе были люди и ярче, и известнее Вашингтона, но он обладал важным преимуществом перед значительно более талантливыми ораторами -- пусть небольшим, но полководческим опытом. К тому же Вашингтон был южанином, а это должно было привлечь на сторону сепаратистов колеблющиеся южные колонии.

Блестящие победы американской армии, принесшие в итоге американским колониям столь желанную независимость, сделали Вашингтона настоящим героем нации. Любопытно, что мирный договор, по которому Англия признавала независимость своих бывших земель, подписывал не он, а Томас Маффин, бывший к тому времени уже вторым президентом Соединенных Штатов. И это если не считать двух руководителей Континентального конгресса, которые официально звались так же.

Между тем сам Вашингтон после окончания войны удалился в свое имение, демонстративно отказавшись от участия в политической деятельности: его категорически не устраивал «парад суверенитетов», устроенный штатами, солдаты которых еще недавно сражались вместе против англичан.

Однако когда эти солдаты предложили Вашингтону возглавить заговор и занять королевский престол, он категорически отказался -- республика, пусть рыхлая и слабая, казалась ему в любом случае куда лучшим выбором, чем монархия, против которой он так долго сражался.

Тем не менее Вашингтон пришел к власти. Когда к 1787 году среди американцев созрело понимание необходимости принятия новой конституции, именно Вашингтона призвали на пост руководителя страны. И во многом именно его непререкаемый авторитет позволил преодолеть нежелание многих штатов делиться с центром властью.

В 1789 году Вашингтон стал первым и последним президентом в истории США, за которого проголосовали все члены коллегии выборщиков. Это произвело такое впечатление, что всем показалось -- непривычное слово «президент» станет не более чем переводом слова «король». После инаугурации прошли и торжественные встречи, и официальные приемы, состоялось обращение к конгрессу -- так началась традиция ежегодных посланий парламенту, считающаяся сегодня одним из признаков демократического государства.

Пожалуй, единственное, с чем из привычных сегодня черт демократии первый американский президент никак не мог смириться, так это с партийной системой, поэтому партии в это время в США фактически не развивались. Ни оппозиционные, ни правящая. Зато никакой вертикали власти Вашингтон строить не стал, уважая прописанные в конституции права конгресса и штатов. И отработав на президентском посту два срока, объявил, что больше переизбираться не будет. Эта кажущаяся сегодня абсолютно необходимой для демократического государства норма, как ни странно, в конституции США прописана не была. При этом, уйдя, Вашингтон предоставил своим соратникам, между которыми к тому времени накопилось немало разногласий, бороться за поддержку избирателей самостоятельно.

По окончании второго президентского срока конгресс присвоил Вашингтону титул «отец отечества». Через два года он скончался в собственном имении. В честь Вашингтона названы столица страны, штат, озеро и остров, гора и каньон, множество населенных пунктов, колледжи и университеты, улицы и площади.

Человек, похожий на Наполеона

В отличие от Вашингтона, который мог, но не пожелал стать монархом, другой первый президент, но уже в Европе -- во Франции, наоборот, из президентского кресла пересел на трон.

Речь о Луи Бонапарте, племяннике великого Наполеона Бонапарта, который, будучи всенародно избран 10 декабря 1848 года президентом Французской республики, уже через четыре года совершил государственный переворот, провозгласив себя императором Наполеоном III.

Большую часть детства Шарль-Луи Бонапарт провел за границей, получив неплохое образование, в том числе военное. И в 1832 году, когда умер Наполеон II, стал главой семейства Бонапарт. Пожалуй, именно в это время он начинает задумываться о французском престоле.

Его первый трактат, вышедший в 30-е годы, так и назывался «Политические мечтания». В нем он впервые выдвинул проект демократической империи. И с тех пор постоянно пытался, во всяком случае, на словах совместить демократию, либеральные идеи и самодержавие. И не без успеха: по крайней мере это позволило ему в будущем сколотить самую широкую коалицию и победить в борьбе за власть.

В 1838 году вышел его второй трактат с претенциозным названием «Наполеоновские идеи». В нем автор окончательно оформил свое видение оптимальной власти: сочетание социализма и либерализма на фоне всеобщего экономического процветания в рамках свободной торговли. Особый акцент в работе был сделан на то, что Бонапарты не стремятся к тирании и завоеваниям.

Как отмечают все современники и исследователи, что и доказывает его неординарная биография, Луи Бонапарт был не лишен смелости и авантюризма. Так, он пытался поднять мятеж против законного правителя Франции короля Луи-Филиппа I, за что в 1836--1837 годах был сослан в США. Но американский дух свободы только опьянил Бонапарта.

И в 1840 году он вновь попытался свергнуть монархию, за что был посажен в тюрьму. И следующие шесть лет оставался в заточении, правда, условия его содержания были не слишком строгими.

В мае 1846 года ему удалось бежать из заключения. После побега он укрылся в Англии. А после свержения монархии во Франции в 1848 году Шарль-Луи в ореоле борца, изгнанника, продолжателя дела великого родственника возвращается на родину, где разворачиваются исторические события.

Его сразу избрали депутатом Учредительного собрания, и он активно включился в борьбу за президентский пост. Казалось, шансов у Бонапарта не было: на эту должность претендовал генерал Кавиньяк -- усмиритель июньской революции 1848 года, а потом исполняющий обязанности главы временной власти, в руках которого, говоря современным языком, был весь административный ресурс. Но как писал Герцен, оценивая роль Кавиньяка в кровавых событиях июня 1848 года: «За такие минуты ненавидят десятки лет и мстят всю жизнь». И не ошибся.

К тому же сложилась любопытная ситуация: с одной стороны Кавиньяк -- сторонник богатых республиканцев, а Луи Бонапарт -- широких, в том числе демократических, масс. Но его сторонниками были и скрытые роялисты, люди не просто богатые, а очень богатые, которые делали на него ставку как на будущего монарха. И вряд ли их протеже уже тогда не разделял этой перспективы.

Луи Бонапарт -- «друг трудящихся» -- одержал сенсационную победу, набрав в четыре раза больше голосов, чем Кавиньяк, и стал первым в истории Франции (и вообще Европы) президентом.

Вокруг него быстро образовалась и сплотилась «партия порядка», которая, собственно, порядок понимала как монархию и уж по крайней мере как авторитарный режим. Тем не менее, придя к власти благодаря поддержке самых широких и разных по своему социальному и политическому окрасу общественных сил, Луи Бонапарт старался удержать их в кругу своих сторонников. Что, естественно, влекло за собой постоянное балансирование между разными частями политических элит и социальных слоев. Такая политика и получила в будущем название бонапартизма: никакой идеологии, кроме удержания власти, решение тактических задач и технологическое реагирование на текущие проблемы.

Новоиспеченный президент старался понравиться всем: был за самодержавие, но всячески подчеркивал, что либерал; пользовался лояльностью у рабочих, выступая против богатых, но незыблемо стоял за охрану собственности; критиковал Папу Римского, но считался ярым католиком. При этом в реальности политика Луи Бонапарта была весьма противоречивой. Были проведены выборы в Учредительное собрание, принята новая конституция: было установлено множество свобод, но тут же в оговорках одна за другой они отменялись. Была, наконец, прекращена деятельность закона Ле Шапелье о запрете стачек, действующего еще с 1791 года, но тут же Гражданский кодекс Наполеона I, принятый в 1804 году, был скорректирован так, что фактически активные забастовочные действия становились невозможны.

Начались недовольства, активизировалась оппозиция. И президент и его «партия порядка» решили действовать. В ночь на 2 декабря 1852 года они совершили государственный переворот, поддержанный армией, где родственные узы Бонапарта с великим Наполеоном были особо сильным фактором. Луи Бонапарт провозгласил себя императором Наполеоном III, во Франции установилась Вторая империя. Сопротивление было быстро сломлено, арестовано 26 тыс. человек, что по тем временам очень большая цифра репрессированных по политическим соображениям.

Период с 1852 года по начало 1860-х годов многие считают расцветом Второй империи. В это время велась активная внешняя политика, в результате которой страна заметно расширила свои колониальные владения. Внутри страны достаточно активно развивается промышленность, строятся железные дороги. Реконструируется Париж, а императорский двор возвращает себе былую пышность.

Но дальше фортуна отвернулась от Наполеона III. Первый звонок -- неудавшееся, но кровавое покушение, совершенное на Наполеона III 14 января 1858 года в Париже, когда от взрыва на театральной площади погибли десятки человек. Императорская чета, направлявшаяся в оперу, практически не пострадала. Покушавшийся итальянец Орсини был казнен. Однако, что совершенно беспрецедентно, император вскоре признал справедливость требований итальянского террориста вмешаться в австро-итальянский конфликт и в 1859 году начал войну с Австрией за освобождение итальянских территорий от власти Габсбургов. Особых лавров эта война ему не принесла.

Ну а после провальной военной экспедиции в Мексике, потребовавшей к тому же огромных бюджетных расходов, оппозиция резко активизировалась, а престиж Второй империи и ее лидера стал неуклонно падать. Вскоре Наполеон III вынужден был пойти на уступки оппозиции и возвратить Законодательному собранию права законодательной инициативы.

В мае 1870 года во Франции фактически была установлена конституционная монархия.

В это время Германия завершала свое объединение, а Франция мешала ей, поддерживая сепаратистские помыслы четырех, оставшихся пока еще независимыми южно-немецких государств. Спровоцированная Бисмарком война, казалось, была на руку и Наполеону III, поскольку могла отвлечь население от нараставших внутренних проблем. Но на самом деле Франция оказалась совершенно к ней не готова.

Летом 1870 года, несмотря на слабость (из-за болезни почек он едва держался в седле), император лично возглавил войска. 1 сентября армия, в которой располагается штаб Наполеона III, попала в окружение под Седаном и на следующий день капитулировала. Шарль-Луи взят в плен и заключен в замок Вильгельмсхее в Касселе.

Тут же, как только новость о пленении императора достигла Парижа, 4 сентября 1870 года в Париже оппозиция подняла восстание, в результате которого Вторая империя прекратила свое существование. Наполеон III был низложен Национальным собранием.

Вскоре немцы вступили в Париж. 1 марта 1871 года был заключен франко-прусский мирный договор, а бывший император освобожден. После чего он принял решение уехать с женой и сыном в Англию.

Шарль-Луи Наполеон Бонапарт 9 января 1873 года умер в Числьхерсте, небольшом городке под Лондоном, в котором он пребывал все недолгое время в изгнании. В память о супруге Евгения Монтихо возвела мавзолей в имперской крипте аббатства Св. Михаила в Хемпшире, куда и был перевезен прах первого президента и последнего императора Франции.

Впереди сидящий

Слово «президент» в буквальном переводе с латыни означает «впереди сидящий», русское слово «председатель» -- калька этого западного термина. Но, несмотря на латинское происхождение, в Древнем Риме президентов не было, а появились они в средневековых европейских университетах, в которых латынь, как известно, была языком повседневного общения. Самые первые президенты появились в Оксфорде и Кембридже примерно в середине XV века, и их функции заключались в основном в организации и «модерировании» научных диспутов. Из университетской жизни президенты перешли в жизнь церковную: по сей день этим словом называют некоторых глав англиканских конгрегаций.

Перекочевав в дореволюционную Францию, президенты занялись руководством тамошними парламентами. Правда, ни к исполнительной, ни к законодательной ветви власти, с которыми традиционно связывают два этих слова, они отношения не имели -- в то время так называли судебные органы этой страны.

А самым первым американским президентом, видимо, следует считать некоего Генри Данстера, который еще в 1640 году объявил себя первым президентом Гарварда -- ректором, говоря понятным нам языком. По-видимому, из жизни университетов, в которых президенты выполняли важнейшие административные функции, американские борцы за независимость и позаимствовали это слово, когда задумывались о том, как назвать своего предводителя.

Анатолий БЕРШТЕЙН, Дмитрий КАРЦЕВ
//  читайте тему  //  Исторические версии