|
|
N°230, 14 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ни тепло ни холодно
Киев ищет для себя кредитора последней инстанции
С каждым днем приближения Нового года способность Киева осуществить очередной платеж за поставки российского газа выглядит все более сомнительной. Всю прошлую неделю эмиссары правительства Юлии Тимошенко провели в Вашингтоне на переговорах с руководством Международного валютного фонда. Украинские чиновники имели одну-единственную цель -- уговорить МВФ срочно выплатить очередной транш кредита, хотя бы 2,3 млрд долл. Как признал в субботу президент страны Виктор Ющенко, правительство ищет деньги, «чтобы рассчитаться по долгам за газ».
МВФ, очевидно, находится в крайне затруднительном положении -- пожалуй, похожих проблем фонд не испытывал с 1999 года, когда ему пришлось прекратить кредитование России на фоне антитеррористической операции в Чечне. Сейчас на Украине налицо полномасштабный политический кризис, отягощенный предвыборной кампанией. Власти принимают на себя все новые ничем не подкрепленные социальные обязательства, при том что утвержденного бюджета на следующий год нет и в помине, а проект бюджета таков, что лучше бы не было и его. Эти обстоятельства, мягко говоря, не способствуют продолжению кредитования. И в любой другой ситуации МВФ бы со стопроцентной вероятностью взял паузу по крайней мере до подведения итогов выборов. Но сейчас обстановка такова, что и фонд могут обвинить в безответственном поведении -- Украина явно находится в состоянии экономического кризиса, а нехватка у нее средств для оплаты газа может спровоцировать и новый энергетический кризис европейского масштаба.
Как известно, президентские выборы назначены на 17 января (так совпало, что голосование состоится ровно через год после прошедшей в Кремле памятной международной конференции по газу, поставившей точку в газовом кризисе). А очередной платеж «Газпрому» (порядка 840 млн долл.) должен быть сделан не позднее 11 января. Пожалуй, в данный момент все стороны заинтересованы в том, чтобы «Нафтогаз Украины» смог осуществить выплату. Но деньги должны откуда-то взяться.
МВФ принял решение выделить Украине кредит в размере 16,4 млрд долл. в ноябре прошлого года. И сделал это скрепя сердце. Показательно, что даже тогда, на волне попыток залить очаги кризиса денежными вливаниями, никто не присоединился к попытке спасти украинскую экономику (например, одновременно был сформирован антикризисный пакет для Венгрии с участием МВФ и Евросоюза) -- политические риски выглядели несоразмерно большими. За прошедшее время Киев получил три транша на общую сумму 12 млрд долл., не раз корректировал программу сотрудничества и сейчас ждет предоставления последнего транша.
Пока что события не позволяют сделать вывод о том, что фонд отважится на политические решения. Украинская делегация во главе с вице-премьером Григорием Немырей вернулась из Вашингтона ни с чем. Более того единственный человек, который может принять в МВФ решения, не вписывающиеся в традиционные механизмы, -- директор-распорядитель фонда Доминик Стросс-Кан -- с украинцами даже не встречался, предпочтя уехать на эти дни в Европу. Источники ТАСС в фонде, комментируя публикации о приостановке кредитования Киева, отметили, что никаких новых решений относительно сотрудничества с Украиной в последние дни не принималось. С формальной точки зрения отвечающие за Украину сотрудники МВФ должны завершить очередной обзор украинской экономики и, если программа реализуется успешно, вынести на заседание совета директоров фонда вопрос о выделении очередного транша. Но пока в повестке заседаний совета директоров, которые пройдут на этой неделе сегодня, в среду и в пятницу, вопроса об Украине нет.
Григорий Немыря, вернувшись из Вашингтона, сказал, что шансы получить очередной (четвертый) транш кредита МВФ до конца года еще остаются.
В последние месяцы Украина расплачивалась за российский газ исключительно благодаря антикризисной поддержке МВФ -- не только благодаря кредитам фонда, но и благодаря продаже полученных от него SDR (special drawing rights, или специальные права заимствования -- расчетная единица МВФ). В сентябре фонд в рамках борьбы с глобальным кризисом провел экстренную эмиссию SDR, распределив ее между своими акционерами. Предполагалось, что эти средства поступят в резервы стран, а те из них, кто имеет проблемы с платежным балансом, смогут обменять SDR на твердую валюту по специальному механизму. Разумеется, такие страны, как Украина, немедленно «обналичили» свалившиеся с неба ресурсы. Это позволило, в частности, внести декабрьский платеж «Газпрому». Но средства эти уже кончились.
Виктор Ющенко, который и так ежедневно клеймит кабинет г-жи Тимошенко, раскритиковал и ведущиеся переговоры с МВФ -- мол, правительство берет слишком много кредитов, отдавать которые придется детям и внукам. Тем не менее трудно представить, что президент Украины, даже если он и желает своим политическим конкурентам всего наихудшего, стремится к новому газовому кризису.
В этой ситуации, возможно, активную роль предстоит сыграть Москве. Если МВФ останется непреклонен, а украинские власти бессильны (для них, по правде говоря, дата 11 января куда как менее важна, чем день выборов), Кремлю и «Газпрому» придется самим решать, как не допустить остановки поставок.
Андрей ДЕНИСОВ