|
|
N°231, 15 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Доля азарта
Госдума решила финансово обнадежить приспособившийся к запрету игорный бизнес
В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», ужесточающие требования к работе букмекерских контор и тотализаторов. Закон принят вопреки отрицательному отзыву правительства.
Авторы законопроекта признают, что запрещенный игорный бизнес практически без потерь перетек в эти два вида азартных игр, проведение которых возможно за пределами четырех установленных федеральным законодательством, но не существующих в реальности легальных игорных зон. При этом депутаты предлагают не пытаться ставить на пути процесса мутации игорного бизнеса новые запретительные барьеры. Напротив, парламентарии хотят добиться повышения финансовой устойчивости новых букмекеров, сделать их более ответственными перед игроками, обеспечить прозрачность их бухгалтерской отчетности перед государством.
Проект закона, среди авторов которого видные единороссы, председатель думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров и председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, предлагает запретить лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за экономические и другие преступления, быть учредителями букмекерских контор и тотализаторов. Правительству России дается право устанавливать другие дополнительные квалификационные требования к учредителям. Чтобы все это можно было легко проверить, компании, работающие в данном сегменте игорного бизнеса, должны будут ежегодно предоставлять информацию о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале в размере не менее 10%.
Во избежание риска появления на рынке фирм-однодневок, «пунктов приема ставок исключительно для сбора денежных средств у населения с заведомым исключением возможности получения выигрыша», депутаты намерены повысить требования к финансовой устойчивости компаний-организаторов. Вводится минимальный размер уставного капитала букмекерских контор и тотализаторов -- 30 млн руб. (это должны быть собственные средства организаторов, а не банковский кредит). При этом организаторы должны будут еще получить банковскую гарантию на свою деятельность в размере не менее 300 млн руб. Все эти компании будут ежегодно подвергаться обязательной аудиторской проверке. А правительство получит право устанавливать дополнительные требования к финансовой отчетности таких заведений и порядку ее предоставления.
Одобренный депутатами законопроект демонстрирует диаметрально противоположную прежней политику государства в отношении игорного бизнеса. До сих пор борцы с азартом как раз жаловались на то, что большинство закрытых 1 июля 2009 года казино и залов игровых автоматов пытаются продолжать свою работу под видом букмекерских контор, тотализаторов и лотерей. Парламентарии нескольких регионов выступили с инициативами по ужесточению законодательства в отношении разрешенных видов азартных игр. Например, в начале декабря этого года депутаты Мосгордумы одобрили проекты поправок в ряд федеральных законов, без которых региональные власти не могут эффективно бороться с игорным бизнесом, маскирующимся под лотерейные и интернет-клубы. В частности, в закон «О лотереях» предлагается ввести четкое определение лотерейного оборудования и его отличие от игровых автоматов. В закон «О связи» московские депутаты хотят внести запрет на доступ посетителей интернет-кафе и клубов к игровым порталам во Всемирной сети.
Говоря о необходимости ужесточения законодательства для борьбы с игорным бизнесом, заместитель мэра в правительстве Москвы Сергей Байдаков приводил пример столицы, где за три месяца после закрытия казино в два-три раза увеличилось число интернет-клубов, появилось свыше 40 лотерейных клубов, которых ранее не было вообще. О необходимости изменения законодательства для борьбы с различными суррогатными игорными технологиями «Времени новостей» говорила и первый заместитель министра потребительского рынка и услуг Московской области Елена Литвинова (см. номер от 9 октября и 3 ноября).
Однако премьер Владимир Путин уверен, что законов для вытеснения игорного бизнеса в специальные зоны достаточно -- не хватает желания их выполнять. Во время недавнего телевизионного общения с россиянами на вопрос из Кемерова, где игровые залы перелицевались в интернет-кафе, глава правительства заявил: «Лазейки в законодательстве эфемерны. На самом деле если четко следовать букве закона, то все игорные предприятия должны быть закрыты. Я думаю, что это в том числе и не в последнюю очередь проявление коррумпированности местных органов власти и правоохранительных органов. Мы займемся этим отдельно».
Авторы принятого Госдумой в первом чтении законопроекта не спорят с тем фактом, что под видом букмекерских контор и тотализаторов пытается работать обычный игорный бизнес. Напротив, по оценке Евгения Федорова, «финансовая емкость рынка букмекерских контор и тотализаторов не намного уступает ликвидированным казино и залам игровых автоматов». Но депутаты предлагают не противодействовать «естественному» процессу, а взять его под контроль государства, сделать букмекерский бизнес социально и бюджетоответственным. По словам г-на Федорова, необходимо защитить интересы «многих любителей азартных игр, которые после закрытия казино становятся клиентами букмекерских контор и тотализаторов», а также создать, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, «эффективный механизм обеспечения прав участников азартных игр на получение выигрыша».
Закон в первом чтении был принят большинством депутатов, несмотря на отрицательный отзыв правительства. В документе, подписанном вице-премьером Сергеем Собяниным, говорится, что в обосновании изменений действующего законодательства депутаты не привели данных о неэффективности действующих норм закона для контроля за игорным бизнесом. В правительстве также не понимают, на основании каких критериев «правительством может быть установлен порядок подтверждения достаточности источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр». Да и организаторами азартных игр у нас могут быть не только акционерные общества, но и любые другие юридические лица. Получается, что в случае если букмекерскую контору откроет общественная организация, проверять на криминальное прошлое придется всех членов этой организации.
Теперь перед вторым чтением в Госдуме в течение месяца депутаты будут ожидать поправки к своему законопроекту от всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.
Андрей СУСАРОВ