|
|
N°230, 14 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Они возвращаются
Большой театр, отказавшийся от должности главного дирижера после расставания с Александром Ведерниковым, начал активно сотрудничать с дирижерами из обнародованного еще летом короткого списка «главных приглашенных». Из пяти маэстро только один Теодор Курентзис уже успел поработать в театральной постановке Большого. «Воццек» Берга, несмотря на то что дирижер и оркестр, как говорят, поначалу не без труда находили общий язык, был сделан в музыкальном отношении тщательно и качественно.
Другие дирижеры (за исключением Кирилла Петренко, который появится в Большом только через несколько сезонов) выступили с оркестром Большого театра в симфонических программах. Владимир Юровский -- еще год назад. Василий Синайский и Александр Лазарев -- только сейчас, фактически друг за другом и с большим резонансом.
Оба -- из самых авторитетных российских дирижеров того поколения, которое успело обрести порядочную славу на родине еще до того, как местная оркестрово-симфоническая жизнь вступила в фазу переустройства. Во многом поэтому их возвращение в Большой и вообще к работе с российскими оркестрами воспринимается публикой и музыкантами легче и с большим энтузиазмом, чем появление за пультом молодых русских, на Западе сформировавшихся.
Как многие значительные российские дирижеры, Синайский и Лазарев в 90-е уехали работать в Европу. Они наведывались на родину эпизодически, при этом активно выстраивали свою международную репутацию. Попытки вернуть их домой на сколько-нибудь постоянной основе оказывались безуспешны.
После ухода из Большого театра, где Лазарев был главным дирижером с 1987 по 1995 год (в 92--95-м одновременно возглавляя симфонический оркестр BBC), он долгое время вообще не появлялся в России. Вернулся только четыре сезона назад, а его непростая программа с оркестром Большого театра в этом сезоне (так же, как несколько дней назад, выступление с федосеевским БСО) вызвала экстатический восторг публики и самих музыкантов (см. «Время новостей» от 6 октября).
Василий Синайский в 90-е немного работал в Большом, но реально уже вовсю трудился в Европе. В 2000--2002 годах он числился главным дирижером ГАСО, одряхлевшего и деморализованного после увольнения Светланова. Самой удачной тогда оказалась одна программа -- Вторая симфония Малера «Воскресение». Прозвучавшая через год после ударного исполнения в Москве этой симфонии Гергиевым и мариинцами Вторая Малера с Синайским обнадежила: ждали, что ГАСО таки воскреснет. Но этого не случилось.
Теперь с той же симфонией (месяц назад к тому же сыграв ее с АСО петербургской филармонии) и при участии великолепной сопрано Катарины Карнеус Синайский вернулся к оркестру Большого театра, который в отличие от ГАСО десятилетней давности отнюдь не нуждается в воскрешении, но проходит сейчас период тонкой настройки под новую жизнь. Каким его увидели дирижеры, о своем возвращении и о том, откуда и как приходится возвращаться, Василий СИНАЙСКИЙ и Александр ЛАЗАРЕВ рассказали «Времени новостей».
|