Карабулакский райсуд Ингушетии в пятницу вынес приговор по скандальному делу об убийстве известного ингушского оппозиционера, владельца сайта «Ингушетия.ру» и члена адвокатской палаты Москвы Магомеда Евлоева. Он был застрелен в прошлом году в милицейской машине при доставке на допрос. Соратники погибшего сразу заявили, что это была открытая расправа местных властей над неугодным политиком, однако суд согласился с версией обвинения, что Магомед Евлоев стал жертвой простой неосторожности одного из сопровождавших его милиционеров. В итоге подсудимый -- сотрудник МВД Ингушетии Ибрагим Евлоев (однофамилец своей жертвы) -- приговорен лишь к двум годам в колонии-поселении.
Учитывая, что смерть оппозиционера, жестко критиковавшего республиканские власти, стала причиной грандиозного скандала, послужившего в свою очередь одним из поводов для смены руководства Ингушетии, такой исход этого уголовного дела не устроил ни одну из сторон. Родственники Магомеда Евлоева уже заявили, что обжалуют его и будут добиваться того, чтобы его смерть была признана умышленным убийством. Адвокат осужденного в свою очередь заявил, что тоже обжалует приговор, добиваясь полного оправдания клиента. По его версии, смерть оппозиционера в милицейской машине была даже не преступной неосторожностью, а вообще случайностью -- «соударением потерпевшего о ствол пистолета».
Магомед Евлоев был застрелен в Ингушетии 31 августа прошлого года. В тот день он прибыл в аэропорт Магаса, вернувшись из Москвы. Летел на одном самолете с Муратом Зязиковым, бывшим тогда президентом Ингушетии, отставки которого и добивался г-н Евлоев и его соратники по оппозиции. Президента увез его кортеж, а оппозиционера тут же ждал другой, состоящий из высокопоставленных сотрудников республиканского МВД и охранников его главы Муссы Медова. Евлоеву объявили, что он вызван на допрос в качестве свидетеля по одному из уголовных дел и потому немедленно должен поехать с ними к следователю. Правозащитника посадили в милицейский «УАЗ», но до следователя они так и не доехали, потому что по дороге Евлоев был убит.
Сотрудники МВД оправдывались тем, что адвокат и правозащитник якобы стал отнимать у сопровождавшего его милиционера автомат, а сидевший рядом Ибрагим Евлоев -- глава охраны г-на Медова -- так уж вышло, зачем-то держал в руке взведенный пистолет. В результате, по официальной версии, пистолет этот от случайного толчка выстрелил, и пуля попала оппозиционеру точно в висок.
Родные Магомеда Евлоева и его соратники сразу назвали случившееся убийством и расправой властей над неугодным политиком. В подтверждение этого они рассказывали, что между правозащитником и г-ном Зязиковым в самолете произошел конфликт. Кроме того, по словам отца убитого Яхьи Евлоева, его сыну постоянно угрожали и раньше, их дом обстреливали. «А за три дня до убийства к дому подъехали четыре машины с людьми Медова, которые ворвались ко мне и пригрозили, что если сын продолжит заниматься оппозиционной деятельностью, то я получу его труп», -- рассказывал он.
Более того, позже следователь Назрановского ГОВД Джамбулат Шанхоев, к которому якобы должны были доставить г-на Евлоева, публично признался, что постановление о принудительном приводе на допрос в тот роковой день он подписал по приказу начальства и уже после того, как оппозиционер был застрелен.
Тем не менее в отношении охранника в итоге было возбуждено дело лишь о «причинении смерти по неосторожности». При этом следствие так и не объяснило факт исчезновения кейса с 3 млн руб., который оппозиционер вез с собой и который бесследно исчез после его гибели. Уголовное дело по данному факту было возбуждено, но, по словам родственников погибшего, которые настаивали на том, чтобы оба дела были объединены в одно, расследование пропажи денег до сих пор никак не продвинулось. Также родственникам Магомеда Евлоева не удалось добиться возбуждения уголовного дела против милиционеров, задерживавших оппозиционера перед гибелью, хотя незаконность их действий была признана судом.
Дело о причинении по неосторожности смерти правозащитнику Евлоеву милиционером Евлоевым было передано на рассмотрение Назрановского райсуда еще в октябре прошлого года. Но процесс не пошел. До мая этого года заседания откладывались по различным причинам, а потом все судьи этого суда, один за другим, взяли самоотводы. В итоге в июле Верховный суд Ингушетии волевым решением отдал дело на рассмотрение Карабулакского райсуда. Несмотря на бурные протесты потерпевших, суть предъявленного Ибрагиму Евлоеву, которому разрешили не ходить в суд из-за его якобы плохого состояния здоровья, осталась прежней. Эта же версия нашла свое подтверждение в приговоре, вынесенном в минувшую пятницу. По словам адвоката стороны потерпевших Магомеда Гандарова, для того, чтобы убедиться в правоте прокуратуры, суду потребовалось допросить лишь двоих -- самого обвиняемого и еще одного милиционера, находившегося в день «причинения смерти по неосторожности» в той самой машине, где она была причинена. Такая неосторожность, согласно приговору, будет стоить Ибрагиму Евлоеву двух лет в колонии-поселении.
«Мы не согласны с этим решением, -- заявил Яхья Евлоев. -- Это было не убийство по неосторожности, а умышленное, подготовленное и организованное преступление». Отец ингушского оппозиционера сообщил, что обязательно обжалует приговор, хотя и не очень верит в то, что это что-нибудь изменит. Он также намерен пожаловаться на необъективность расследования гибели его сына в Европейский суд по правам человека.
В свою очередь адвокат осужденного Шарип Тепсаев также хочет добиться пересмотра дела и оправдания милиционера. «Это человек (Ибрагим Евлоев. --
Ред.) с безупречной репутацией, капитан милиции, имеет награды, -- сообщил адвокат. -- Ни небрежности, ни легкомысленности в действиях моего подзащитного не было. Он не производил выстрел, выстрел произошел из-за соударения потерпевшего о ствол пистолета, это доказано, есть заключение».