Время новостей
     N°230, 14 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.12.2009
До победного фонтана
ЛУКОЙЛ добился прав на иракскую нефть
Многолетняя борьба ЛУКОЙЛа за право разрабатывать иракские недра наконец увенчалась успехом. Компания Вагита Алекперова вместе с норвежской Statoil получила права на месторождение «Западная Курна-2» -- консорциум предложил самые привлекательные для иракского правительства условия. Хотя представители российской компании крайне довольны таким результатом, экономическую эффективность этого проекта еще предстоит подтвердить на практике.

Победа далась ЛУКОЙЛу нелегко. «Все эти годы мы продолжали бороться за иракский проект, выполняя обещание, данное акционерам. Сегодня мы добились заслуженной победы и намерены вместе со своими норвежскими партнерами выполнять все взятые на себя обязательства по освоению месторождения «Западная Курна-2». Этот проект является стратегически важным для нашей компании», -- заявил президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.

Итоги конкурса в субботу подвел министр нефти Ирака Хусейн Аль-Шахристани, который и объявил о победе ЛУКОЙЛа. «Все проходило прозрачно и справедливо. Никаких вопросов к организаторам у нас нет», -- заявил глава международного подразделения российской компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз» Андрей Кузяев.

Доля ЛУКОЙЛа в консорциуме составляет 85%, а Statoil -- 15%. Однако по условиям тендера 25% должны перейти к иракской государственной компании. Таким образом, у ЛУКОЙЛа останется в консорциуме 63,75%, а у Statoil -- 11,25%. По разным оценкам, запасы «Западной Курны-2» составляют 4--6 млрд тонн баррелей.

Окончательно закрепить решение о передаче прав на разработку должно иракское правительство, которое сделает это, как ожидается, в течение месяца. «Мы планируем в течение месяца подписать контракт, а после его ратификации приступить к работам», -- заявил Интерфаксу г-н Кузяев. Между тем компании уже подсчитали, во сколько обойдется разработка месторождения. По словам источника «Времени новостей» в ЛУКОЙЛе, для вывода проекта на самоокупаемость понадобится вложить порядка 4--5 млрд долл. в течение 5--7 лет. В ЛУКОЙЛе не собираются затягивать с началом работ. «Очень важно быстро приступить к разработке и добыче, чтобы в максимально короткие сроки обеспечить выход на самофинансирование. Это одно из крупнейших месторождений Ирака. Оно может давать «на полке» около 90 млн тонн ежегодно в течение 13 лет», -- заявил г-н Кузяев. Согласно условиям тендера ЛУКОЙЛ взял обязательства произвести инвестиции, необходимые для достижения уровня добычи 1,8 млн баррелей в сутки. «При этом мы вернем все свои инвестиции и будем получать с каждого барреля 1,15 долл.», -- заявил г-н Кузяев.

Решение ЛУКОЙЛа привлечь к сотрудничеству норвежскую Statoil стало неожиданностью. В компании всегда заявляли, что планируют работать на «Западной Курне-2» со своим акционером -- американской ConocoPhilips, которая владеет 20% ЛУКОЙЛа. Однако в последний момент был выбран другой партнер. Официально в ЛУКОЙЛе это не комментируют. Однако источник «Времени новостей» в компании заявил, что такое решение могло быть принято из-за полученного «положительного опыта совместной работы» ЛУКОЙЛа и Statoil в Иране. Как известно, там консорциум российской и норвежской компании вел разведку на блоке Анаран. Однако соглашение о его разработке с властями Ирана так и не было подписано. В ЛУКОЙЛе это объяснили введением санкций против страны: палата представителей США обязала федеральные и местные власти отказаться от экономических отношений с компаниями, которые инвестируют в энергосектор Ирана более 20 млн долл. Тем не менее в компании Вагита Алекперова решили продолжить сотрудничество с норвежской компанией. «Опыт, полученный при работе со Statoil, был оценен руководством положительно, поэтому есть основания полагать, что норвежская компания станет для нас в Ираке комфортным партнером», -- рассказал источник.

Поначалу месторождение «Западная Курна» полностью контролировалось иракскими властями через госкомпанию Southern Oil. Однако затем было принято решение привлечь к его разработке иностранные компании. В 1997 году российскому ЛУКОЙЛу удалось получить долю в «Западной Курне-2» -- 68,5%, еще 3,5% досталось «Машиноимпорту» и «Зарубежнефти», а 25% оставило за собой правительство Ирака. Однако в 2002 году в разгар подготовки американского вторжения в Ирак контракт с российской нефтяной компанией был расторгнут иракской стороной. Официально это было сделано из-за того, что ЛУКОЙЛ не начал бурение, хотя иракские власти прекрасно понимали, что у него просто не было возможности ввезти в страну необходимое оборудование из-за наложенных санкций. Фактически же, как считают некоторые наблюдатели, режим Саддама Хусейна не мог простить того, что акционерами ЛУКОЙЛа стали американские компании и фонды. С тех пор ЛУКОЙЛ пытался вернуть свои права на «Западную Курну-2», однако иракская администрация неустанно заявляла, что считает контракт аннулированным. Не помогло даже практически полное списание российскими властями долга Ирака, в том числе и за работу наших компаний по освоению «Западной Курны».

В прошлом году ЛУКОЙЛ включился в борьбу за «Западную Курну-1», причем консорциум российская компания создала именно с СonocoPhilips. Первый тур состоялся в июне, однако права на проект так никому и не достались. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов назвал тогда условия, предложенные иракским правительством, невыгодными. Тем не менее российско-американский консорциум принял решение продолжить переговоры. Однако в начале декабря иракское правительство сделало свой выбор и приняло условия, предложенные консорциумом ExxonMobil и Royal Dutch/Shell, которые предложили наладить добычу 2,325 млн баррелей в сутки с премией 1,9 долл. с каждого дополнительного барреля. Таким образом, ЛУКОЙЛ лишился возможности стать единым оператором всей «Западной Курны».

Впрочем, это его не остановило. В конкурсе уже на «Западную Курну-2" основными конкурентами российско-норвежского консорциума стали французская Total, которая предлагала добывать 1,430 млн баррелей в сутки при вознаграждении в 1,72 долл., консорциум BP (51%) и CNPC (49%), обязавшиеся добывать 888 тыс. баррелей в сутки с премией 1,65 долл., и группа, возглавляемая Petronas (60%) при участии Pertamina (20%) и Petrovietnam (20%) с уровнем добычи 1,2 млн баррелей в сутки при вознаграждении 1,25 долл. Однако самым перспективным для иракских властей оказалось именно предложение ЛУКОЙЛа и Statoil, которые пообещали добывать больше всех при минимальном размере вознаграждения за сверхдобычу.

Побороться за иракские недра, помимо ЛУКОЙЛа, решила и «Газпром нефть», которая совместно с турецкой TPAO, корейской Kogas и малазийской Petronas претендовала на нефтяное месторождение Бадра с запасами в 2 млрд баррелей. В итоге их совместная заявка была признана лучшей: консорциум предложил добывать на месторождении 170 тыс. баррелей в сутки при вознаграждение за сверхлимитную добычу в 6 долл. за баррель. Однако затем условия были несколько ужесточены: компании договорились снизить стоимость дополнительного барреля до 5,5 долл. Тем не менее такие условия в «Газпром нефти» назвали «очень хорошими». «Судя по тому, что на всех предыдущих тендерах предлагалось около 2 долл. за баррель сверхлимитной добычи, наши 5,5 долл. -- очень хороший результат», -- заявил заместитель председателя правления компании Борис Зильберминц.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ